Размер глаз птиц оказался связан с их образом жизни и способом питания — Naked Science
28.10.2020

Размер глаз птиц оказался связан с их образом жизни и способом питания

3.9

Орнитологи продемонстрировали, что птицы, обитающие на нижних ярусах леса и ловящие добычу когтями, отличаются большим размером глаз и сильнее страдают от человеческой деятельности, чем живущие в ярко освещенных кронах.

©Florida Natural History Museum, Ian Ausprey

Анатомия и образ жизни животных неразрывно связаны. Так, крупные глаза почти наверняка говорят об активности животного при слабом освещении или в темноте. Совсем недавно команда ученых из Великобритании и США продемонстрировала, что размер глаз у жаб и лягушек коррелирует с условиями, в которых они живут, охотятся и размножаются. А в статье, опубликованной в журнале Ecology, рассказывается о подобной зависимости и среди птиц.

Скотт Робинсон (Scott Robinson) и его коллеги из Флоридского музея естественной истории работали во влажных тропических лесах Перу. Условия в этих густых зарослях сильно меняются с высотой: порой поверхности земли может достигать лишь около одного процента солнечного света. Поэтому сначала авторы отобрали 240 местных видов птиц, населяющих разные участки сложной экосистемы.

Представителей 192 видов удалось поймать и измерить размеры их глазных яблок напрямую, а для остальных это было проделано по фотографиям. Авторы взяли поправку на размеры тела, учитывая относительную величину глаз, и распределили птиц по месту обитания. Кроме того, их разделили на две большие группы: тех, которые кормятся, склевывая пищу («близоруких»), и тех, которые ловят ее когтями («дальнозорких»).

Самыми большими любителями темноты из всех исследованных видов оказались лесные воробьи Grallaria przewalskii (слева), а наиболее яркий свет предпочитали родственные им голубошапочные танагры Thraupis cyanocephala / ©Florida Natural History Museum, Ian Ausprey, Fernando Flores

Наконец, к 71 птице 15 разных видов удалось установить миниатюрные датчики освещенности. Устройства крепились медицинским клеем, который естественным образом деградировал спустя несколько недель, позволяя ученым подобрать их и снять записанные показания. Как и ожидалось, размер глаз птиц оказался связан с условиями их жизни. Крупными глазами отличались те из них, которые проводят большую часть времени внизу, где освещения недостаточно, а также те, которые ловят добычу.

Любопытно, что птицы прилагают активные усилия для того, чтобы оставаться в обстановке, для которой подходят их глаза. В участках леса, подвергшихся сильным изменениям из-за человеческой деятельности, виды могут менять обычные места своего обитания, удерживаясь в оптимальных условиях. Так, виды с небольшими глазами переселяются на открытые поля и пастбища. А вот виды с большими глазами страдают намного сильнее. Они стараются держаться полутемных густых зарослей, пространство которых постоянно сокращается. В результате ареал таких видов сильно фрагментируется, ускоряя сокращение их численности.