В молочных протоках обнаружили новый тип иммунных клеток — Naked Science
27.04.2020
София Жаботинская

В молочных протоках обнаружили новый тип иммунных клеток

6.2

В молочной железе женщин выявлен ранее неизвестный тип макрофагов, которые могут играть важную роль в развитии рака груди.

Трехмерная визуализация молочных желез
Трехмерная визуализация молочных желез / © Visvader, Dawson et al., Nature Cell Biology

Австралийские ученые нашли новую разновидность иммунных клеток, которые помогают поддерживать здоровье молочной железы, регулируя жизненно важные процессы в молочных протоках. Именно здесь возникает большинство видов рака груди. Статья об открытии опубликована в издании Nature Cell Biology.

Используя передовые методы 3D-визуализации, исследователи следили за тем, как клетки иммунной системы отслеживают патогены и ликвидируют клеточный дебрис (остатки умерших клеток), образующийся после лактации. В процессе наблюдений им удалось обнаружить новую популяцию специализированных иммунных клеток, которые авторы работы назвали протоковыми макрофагами.

«Эти клетки играют существенную роль в ключевой точке функционального цикла молочной железы, называемой [постлактационной] инволюцией, — говорит один из авторов исследования Калеб Доусон. — На этой стадии в молочной железе отмирают многие кровеносные сосуды, растворяется соединительная ткань и отмирает большое количество клеток. <…> Очистка, выполняемая протоковыми макрофагами, помогает разрушаться ненужным структурам, позволяя [молочным железам] успешно вернуться в состояние покоя».

Интересно, что после того, как ученые удаляли протоковые макрофаги из тканей молочной железы, выяснилось, что никакие другие клетки не способны выполнять их работу. Обнаружение специфических для молочных протоков макрофагов — заметный шаг вперед в понимании того, как иммунная система влияет на развитие молочной железы.

Существует, однако, вероятность, что протоковые макрофаги также играют заметную роль в развитии рака. У исследователей уже накопились определенные доказательства того, что количество этих клеток увеличивается по мере роста опухоли.

«Мы подозреваем, <…> что протоковые макрофаги непреднамеренно ослабляют иммунный ответ организма, и это может иметь опасные последствия для роста и распространения рака», — резюмирует Доусон. Если это действительно так, то подавление активности этих клеток может стать основой стратегии лечения рака груди.

Ранее мы сообщали о том, что ученые обнаружили Т-лимфоциты, способствующие заживлению ран, а также нашли противоопухолевой эффект поваренной соли.