09.01.2020
Мария А.
23 828

Частицы поваренной соли замедлили рост раковых клеток

Исследование, проведенное на мышах, показало, что рост раковых клеток снизился на 66 процентов. При этом ученые отметили укрепление противоопухолевого иммунитета.

Раковая клетка / © Getty Images
Раковая клетка / © Getty Images / Автор: Regulus Tremerus

Команда ученых из Университета Джорджии (США) открыла новый способ атаковать раковые клетки и замедлить их рост. Причем достичь этого удалось при помощи, казалось бы, привычного всем вещества — хлорида натрия, или просто поваренной соли. Исследование опубликовано в журнале Advanced Materials.

Как отмечают авторы работы, ранее специалисты неоднократно изучали поведение неорганических наночастиц в живых системах. Однако обычные электролиты, такие как хлорид натрия, в свое время исключили из списка, поскольку считалось, что их наночастицы быстро растворяются в воде и ведут себя так же, как их составные соли. В новом же исследовании сотрудники Университета Джорджии попытались опровергнуть это предубеждение и показали, что частицы поваренной соли токсичны для раковых клеток.

По словам ученых, наночастицы хлорида натрия способны проникать в клетки через эндоцитоз и разделяться внутри них на ионы натрия и хлорида, разрывая плазматическую мембрану (которая обычно мешает проникновению натрия в клетку), тем самым уничтожая саму клетку, поскольку освобожденные молекулы подают сигнал иммунной системе о повреждении тканей. Тогда запускается воспалительная реакция, которая заставляет весь организм бороться с патогенами. В то же время подобный метод лечения — уже протестировнный на грызунах, которым в опухоль вводили наночастицы поваренной соли — оказался безопасным для здоровых клеток из-за их относительно низкого уровня натрия.

Химик Джин Се из Университета Джорджии, один из авторов нового метода борьбы с раковыми клетками / © UGA

«Обладая относительно коротким периодом полураспада в водных растворах, частицы хлорида натрия лучше всего подходят для локализованной, а не системной терапии. Лечение вызовет немедленную и иммунную гибель раковых клеток, — рассказал химик Джин Се, один из авторов работы. — После обработки наночастицы превращаются в соли, которые сливаются с жидкой системой организма и не вызывают систематической или накопительной токсичности. Никаких признаков систематической токсичности не наблюдалось при введении частиц соли в высоких дозах. <…> Мы ожидаем, что наш метод найдет широкое применение в лечении рака мочевого пузыря, простаты, печени, головы и шеи».

Согласно результатам эксперимента, рост опухоли замедлился на 66 процентов по сравнению с контрольной группой мышей.

В прошлом месяце ученые из Японии создали «опухоль на чипе», чтобы революционизировать тестирование лекарств от рака, а их коллеги из Корнеллского университета смогли определить ключевой механизм развития гастроэзофагеального рака.