18.09.2019
София Жаботинская
14 751

Обнаружена группа клеток, способных восстанавливать ткани человеческого тела

Одна из разновидностей Т-лимфоцитов не только борется с инфекциями, но и способствует заживлению ран.

t-lymphocytes-200590bffe6946fea1bda794ed7cb76c
©Wikipedia / Автор: Екатерина Лебедева

Две команды исследователей при поддержке Оксфордского биомедицинского исследовательского центра провели исследование MAIT-клеток — инвариантных Т-лимфоцитов, ассоциированных со слизистой оболочкой. Результаты работы были опубликованы в журнале Cell Reports.

MAIT-клетки в изобилии присутствуют в слизистых оболочках, печени и суставах. Их также можно найти в периферической крови и в местах воспаления. Данные исследований показали, что эти клетки могут быть использованы для восстановления биологических тканей и лечения инфекционных заболеваний легких и кожи. Ранее ученые уже установили, что MAIT-клетки играют важную роль в антивирусном и антибактериальном иммунитете.

В новом исследовании ученые показали, что выбор одного из двух механизмов действия MAIT-клеток (защитного или тканевосстанавливающего) зависит от типа активации клеток. Развитие второго механизма обусловлено TCR-опосредованной активацией (через специфические белки клеточной поверхности, ответственные за распознавание антигенов). При этом в качестве фактора активации могут выступать формил-пептиды — органические структуры на клетках комменсальной микрофлоры организма.

«MAIT замечательны во всех отношениях», — рассказывает Тимоти Хинкс, возглавлявший одну из исследовательских групп. «Они чрезвычайно древние в эволюционном плане, их можно найти даже у очень отдаленно связанных с человеком животных, таких как мыши, опоссумы и даже тасманские дьяволы. Эти клетки очень мало изменились за 150 миллионов лет, что свидетельствует об их важной роли для здоровья. Но было трудно точно понять, какова же эта роль».

«Когда эти клетки контактируют с бактериями и активируются, они включают гены, которые могут запускать процесс излечения поврежденной ткани», — объясняет Пол Кленерман, глава второй исследовательской группы. По словам ученого, MAIT-клетки могут быть активированы простыми витаминоподобными молекулами и могут быть использованы для заживления хронических кожных язв, а также для лечения хронических колитов и болезни Крона. На данный момент эти заболевания не подлежат полному излечению.

Интересно, что MAIT-клетки в некоторых случаях могут «играть против человека». В позапрошлом году группа ученых из Западного университета в Лондоне обнаружила, что при заражении крови эти клетки выделяют излишнее количество сигнальных молекул, которые заставляли иммунные клетки буквально атаковать все подряд. Это истощает иммунитет и способствует развитию вторичных инфекций.

Ранее ученые показали, что своевременная активация дендритных клеток ускоряет восстановление иммунного ответа на туберкулез.

А исследователи из Китая и США сумели придать лабораторным мышам иммунитет к радиации.