Не упустите важные новости – подпишитесь на наш Telegram
Подписаться
8 ноября
13 048

Ученые нашли «живое ископаемое»

5.5

Открыть новый вид — всегда захватывающе, но на этот раз ученым повезло вдвойне. Обнаруженное ими животное уже было известно ранее, но только по ископаемым остаткам возрастом несколько тысяч лет.

Крошечный моллюск, прячущийся под камнями, долгое время ускользал от ученых / © Jeff Goddard

Не в первый раз ученые находят виды, считавшиеся давным-давно вымершими. Так, например, произошло со знаменитой латимерией: считалось, что последние целакантообразные вымерли еще 65 миллионов лет назад, пока в 1938 году Марджори Курене-Латимер не обнаружила в рыбацком улове живую рыбу.

Подобные виды — их называют «видами Лазаря», поскольку новые открытия «воскрешают» их из мертвых — большая редкость, и можно понять восторг американских исследователей, которые обнаружили крошечного моллюска, описанного еще в 1937 году по ископаемым раковинам эпохи плейстоцена.

Будучи всего около десяти миллиметров в длину, с полупрозрачной раковиной и длинной белой ногой, эти крошки десятилетиями прятались от исследователей, изучающих морскую фауну калифорнийского побережья. Их впервые обнаружили лишь в 2018 году: Джеффри Годдард (Jeffrey Goddard) из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (США) перевернул камень, лежавший на берегу после отлива, и нашел под ним пару живых моллюсков.

Поначалу ученый посчитал, что столкнулся с очень редким видом, поэтому не стал забирать животных — только сфотографировал их. Однако, изучив фотографии в лаборатории, Годдард с коллегами пришли к выводу, что для точной идентификации находки им все же нужен целый моллюск, и потратили еще полгода, чтобы найти другого представителя того же вида.

Затем, изучив тонны научной литературы по ископаемым и современным моллюскам, ученые смогли определить находку до вида: это оказался Cymatioa cooki, впервые описанный по раковине возрастом не меньше 11 тысяч лет.

Ископаемая раковина эпохи плейстоцена, по которой вид был впервые описан / © Valentich-Scott et al.

Даже в плейстоценовую эпоху этот моллюск был очень редким: неудивительно, что он получил свое название в честь Эдны Кук (Edna Cook), которая нашла единственные известные экземпляры раковин. Вероятно, именно эта редкость позволяла крошечному животному так долго ускользать от глаз ученых, десятилетиями бродивших по калифорнийскому побережью.

Также исследователи подозревают, что личинки единственных обнаруженных моллюсков принесли морские течения несколько лет назад, во время аномальной жары с 2014 по 2016 год: в таком случае основная популяция Cymatioa cooki находится на юге, и потребуются дополнительные исследования, чтобы найти новые «живые ископаемые».

Исследование опубликовано в журнале Zookeys.