27.01.2022
Александра Медведева
7 103

Раковины ископаемых моллюсков рассказали о химическом составе океана во времена пермского вымирания

4.3

Ученые проанализировали строение раковин морских моллюсков, живших около 252 миллионов лет назад. Оказалось, произошедшее в то время массовое вымирание не сопровождалось повышением уровня кислотности океана, как считалось ранее.

Микрофотографии раковин, описанных в исследовании
Микрофотографии раковин, описанных в исследовании/ © William Foster et al. / Автор: Павел Сорокин

Исследователи из Техасского университета в Остине (США) и Гамбургского университета (Германия) впервые использовали ископаемые раковины моллюсков для изучения химического состава древнего океана. Ученые не только показали эффективность совершенно нового инструмента исследований истории планеты, но и опровергли популярную гипотезу о том, что великое пермское вымирание сопровождалось сильным повышением кислотности океана. Результаты работы опубликованы в журнале Scientific Reports.

История жизни на Земле ознаменована пятью массовыми вымираниями — периодами, когда за короткое время исчезала большая часть видов планеты. Эти события были вызваны глобальными климатическими изменениями.

Так, пермское вымирание, произошедшее около 252 миллионов лет назад и стершее с лица земли около 90% существовавших тогда видов живых организмов, стало следствием масштабных извержений вулканов на территории современной Сибири. За короткий промежуток они выбросили в атмосферу огромное количество углекислого газа, что привело к стремительному и глобальному потеплению климата, к которому большинство видов не смогло приспособиться.

Вода поглощает углекислый газ, поэтому часть выбросов мог поглотить Мировой океан, это привело бы к повышению уровня кислотности его вод. Однако до сих пор не существовало точных геологических подтверждений высокой кислотности океана в конце пермского периода. Ученые обратились к анализу раковин морских моллюсков, так как строение их панцирей отражает химический состав морской воды — причем не только в местах оседания отложений, а по всей глубине океана.

Они подробно исследовали более 2300 ископаемых раковин морских улиток и двустворчатых моллюсков, живших во время пермского вымирания. Окаменелости собрали на территории Шпицбергена и Швеции. В конце пермского периода эти места были мелководным морем у берега единственного континента. Раковины многих моллюсков состоят из арагонита — одной из форм карбоната кальция, особенно чувствительной к уровню кислотности.

В нескольких раковинах ученые обнаружили признаки некоторых нарушений роста, однако не нашли свидетельств того, что моллюски жили в закисленной воде, ведь в этом случае в раковинах появились бы отверстия, деформации и другие изменения в толщине и структуре. Таким образом, результаты исследования ставят под сомнение гипотезу о том, что пермское вымирание сопровождалось повышением кислотности Мирового океана.