Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
30 октября
11 035

Орнитологи выяснили, почему за последние десятилетия многие птицы стали меньше

3.5

За последние три десятка лет размер тел многих видов североамериканских птиц уменьшился — всего на доли процента, но это очень быстрые изменения за столь короткий с эволюционной точки зрения срок. Теперь ученые обнаружили, кто или, точнее, что виновато в том, что вполне обычные ласточки и дрозды «решили стать» колибри.

Всего за три десятилетия странствующие дрозды стали меньше на 1,2 процента / ©Nurit Katz/UCL

Для птиц, которые проводят много времени в полете, даже незначительное изменение массы тела говорит о многом. Исследование ученых Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США) показало, что за три последних десятилетия масса тела 105 рассматриваемых видов североамериканских птиц снизилась в среднем на 0,6 процента, а у некоторых видов — на 3,0 процента. Результаты опубликованы в журнале Nature Ecology & Evolution.

Эти цифры могут показаться незначительными, но стоит учитывать, что с точки зрения эволюции 30 лет — меньше мгновения, а то, что изменения затронули самые разные виды, занимающие разные экологические ниши, говорит о неком глобальном влиянии на всех пернатых. И исследователи подозревают, что в уменьшении птиц «виновато» глобальное потепление.

Дело в том, что в более теплом климате крупным животным выгоднее стать меньше, потому что более высокое отношение площади поверхности к объему помогает отводить тепло. А вот в холодных регионах, напротив, животные становятся более крупными и «округлыми», чтобы сохранять температуру тела и не мерзнуть.

Быстрее всех «теряют массу» птицы, живущие в более теплых регионах Северной Америки, однако даже там уменьшение их размеров составило лишь 40 процентов от показателей, которых должны достичь птицы исходя из возросшей температуры. Иными словами, животные не поспевают за климатом, и если темп глобального потепления сохранится, это может привести к массовой гибели птиц от перегрева.

Общее уменьшение размеров тела почти не затронуло размеры крыльев, вероятно потому что, покрытые теплоизолирующими перьями, они бесполезны для выработки или рассеивания тепла. Также не исключено, что более крупные крылья позволят птицам тратить на полет меньше усилий и, как следствие, производить меньше тепла.

В современном мире, разогревающемся намного быстрее темпов эволюции большинства живых существ, птичьи адаптации — прохладная капля в кипящем море, однако они доказывают, что животные намного пластичнее, чем мы о них думаем. Достаточно лишь снизить темп глобального потепления, и тогда у наших соседей по планете появится больше времени на адаптацию, что сможет сохранить десятки видов живых существ.