20.07.2023
Редакция Naked Science
1 534

Орнитологи выяснили, что птицы могут адаптироваться к потеплению, меняя клюв

4.3

Одно из общепринятых правил биологии о том, что размер тела животных зависит от изменения температуры, работает не всегда. Ученые обнаружили, что некоторым видам птиц иногда проще изменить отдельные части тела — например, клюв.

Бородатая неясыть
Бородатая неясыть, одна из птиц, затронутых работой / ©Wikimedia Commons / Автор: Ирина Мельникова

Известно, что в теплом климате крупным животным выгоднее стать меньше, поскольку более высокое отношение площади поверхности к объему помогает отводить тепло. В холодных краях, наоборот, животные становятся крупнее, чтобы удерживать температуру и не мерзнуть. Например, белый медведь в два с половиной раза выше малайского.

В целом, это вроде бы работающее правило: за последние 30 лет размер многих птиц уменьшился в среднем на 0,6 процента, а у некоторых видов — на 3,0 процента. Исследователи подозревают, что виновато в этих процессах глобальное потепление. При этом умные птицы адаптируются к новым условиям быстрее.

Новое исследование ученых из Техасского университета (США) показало, что птицы не всегда уменьшаются: иногда они меняют какую-то часть тела. Американские орнитологи изучили почти 7000 видов немигрирующих птиц, чтобы понять, как их внешность менялась в зависимости от температуры и других факторов.

©Justin W. Baldwin et al.

В некоторых ситуациях изменение размера тела может быть опасно для птиц. Например, они не смогут охотиться на ту же пищу, что и их предки. Или птица уже настолько миниатюрная, что стать еще меньше трудно: так случилось с мухоловками — семейством воробьиных птиц, живущих в Америке. Хохлатый синицевый тиранчик живет в самых холодных частях Южной Америки и имеет крошечный клюв, который помогает ей сохранить тепло. Ее сородич — лодкоклюв — владеет сравнительно массивным клювом и живет в более теплых районах тропиков.

Есть и те, на кого общепринятое правило распространяется. К примеру, совы реагируют на температурные изменения трансформацией тела. Тело бородатой неясыти составляет почти 60 сантиметров в длину, а у ее родственницы, центральноамериканской карликовой совы, живущей в тропиках, — всего около 12 сантиметров. При этом клювы у этих птиц почти одинакового размера. Дело в том, что охотничья тактика сов зависит от размера и формы клюва, поэтому менять его птицам просто невыгодно. В этом случае совам проще изменить размер тела.

Согласно новой работе, с высокой вероятностью глобальное потепление не приведет к уменьшению размеров всех видов птиц, которое до недавних пор считалось практически единственным возможным исходом изменения климата. Таким образом, это исследование может проливать свет на тот палеонтологический факт, что ископаемые птицы более теплых и древних эпох по размерам не только не уступают, но и зачастую превосходят многие современные виды.