А у нас самое большое научное СМИ в Telegram!
Подписаться
10.02.2022
Александра Медведева
2 379

Умные птицы лучше адаптировались к глобальному потеплению

4.1

Ученые впервые связали когнитивные способности птиц с изменениями их тел в ответ на глобальное потепление. Оказалось, виды с более крупным мозгом уменьшаются в размерах медленнее, чем сородичи с маленьким мозгом, и это позволяет эффективнее адаптироваться к новым условиям.

Размеры тела многих видов перелетных птиц заметно уменьшились за последние 40 лет, причиной этому послужило глобальное потепление. Теперь ученые из Вашингтонского университета в Сент-Луисе выяснили, что птицы с крупным — относительно размеров тела — мозгом меньше подвержены такой тенденции. Исследование, результаты которого опубликованы в журнале Ecology Letters, впервые показало прямую зависимость между когнитивными способностями пернатых и изменениями их размеров, вызванными потеплением климата.

Ученые проанализировали информацию примерно о 70 тысячах птиц, погибших при столкновении со зданиями в Чикаго с 1978 по 2016 год. Этот обширный набор данных дополнили новыми измерениями объема мозга и информацией о продолжительности жизни 49 североамериканских перелетных видов.

Как выяснилось, у птиц с крупным мозгом размер тела сократился в три раза меньше, чем у собратьев с небольшим мозгом. Относительный размер мозга часто считают косвенным показателем когнитивных способностей. Такая гипотеза не применима ко многим животным, однако доказана для птиц.

Пернатые с крупным мозгом лучше обучаются, обладают хорошей памятью и большей продолжительностью жизни, а их популяции, как правило, стабильнее. В случае глобального потепления высокие когнитивные способности позволяют животным искать более подходящие места обитания.

Изменения размеров тела наблюдаются у огромного числа видов, и ученые считают это универсальной адаптацией к глобальному потеплению. Жара приводит к тепловому стрессу, а меньший размер позволяет организму эффективнее охлаждаться. Эта гипотеза согласуется с наблюдениями: птицы, живущие в более теплых частях своих ареалов, как правило, мельче тех, кто обитает в более холодных регионах.

Однако уменьшение размеров требует новых адаптаций, поскольку делает птиц более уязвимыми для хищников и снижает их конкурентоспособность. Таким образом, большой мозг и высокие когнитивные способности дают возможность адаптироваться к потеплению климата за счет изменения поведения. Эта альтернатива недоступна для птиц с маленьким мозгом, вынужденных уменьшаться в размерах.

Результаты исследования важны и для сохранения пернатых. С 1970-х годов в Северной Америке их численность упала на три миллиарда (примерно на 33%). По мнению ученых, птицы с маленьким мозгом могут гораздо сильнее пострадать от последствий глобального потепления и это необходимо учитывать при разработке природоохранных стратегий.