29.10.2022
Анна Новиковская
20 273

Зомбирует по-умному: ученые раскрыли секрет успеха кошачьей токсоплазмы

5.0

Когда мышь или человек заражаются токсоплазмой, этот крошечный паразит быстро распространяется по всему организму, включая головной мозг. Но как же ему удается избегать уничтожения клетками иммунной системы? Теперь ученые узнали ответ на этот вопрос, и правда оказалась жутковатой: токсоплазма «перепрограммирует» иммунные клетки и использует их как прикрытие.

Кошачья токсоплазма (красная) в иммунных клетках мыши (сине-зеленая) / ©Antonio Barragan / Автор: Euclio Drusus

Токсоплазма (Toxoplasma gondii) — одноклеточный паразит, чьи основные хозяева — кошачьи, а переносчиками могут служить самые разные теплокровные существа, от птиц до мышей и человека. Поскольку у зараженных мышей и крыс меняется поведение (например, они перестают бояться кошек и даже целенаправленно ищут места, откуда пахнет хищником), вполне возможно, что и зараженные ею люди могут становиться более склонными к риску.

До сих пор ученые не знали, каким образом токсоплазма столь успешно заражает своих носителей: по некоторым оценкам, в крови трети населения земного шара могут содержаться паразиты, при этом большинство людей даже не подозревают об этом. Токсоплазмоз для людей в норме не опасен, однако при беременности или ослабленном иммунитете заражение токсоплазмой может привести к серьезным осложнениям вплоть до летального исхода.

Исследователи из Стокгольмского университета (Швеция) изучили, как токсоплазма заражает клетки мышей, и обнаружили, что паразит даже не пытается бороться с клетками иммунитета, стремящимися его уничтожить. Вместо этого, оказавшись внутри макрофага, готового ее переварить, токсоплазма вводит в ядро иммунной клетки особый белок GRA28, который «перепрограммирует» ДНК носителя.

В результате макрофаг становится «троянским конем»: как зараженная мышь ищет кошку, чтобы та ее съела, зараженная клетка покидает ткань, в которой должна находиться, и мигрирует к другим тканям и органам, «развозя» с собой токсоплазму. Другие клетки иммунитета не могут определить присутствие паразита и игнорируют зараженного макрофага, так что ничто не мешает токсоплазме добраться до самых удаленных органов, в том числе головного мозга жертвы.

Эта бесстрашная мышь на самом деле может быть «зомбифицированной» коварным паразитом / © krasivosti.pro

Таким образом токсоплазма пополнила список патогенов, использующих крайне причудливые стратегии для «обмана» иммунной системы в организме хозяина. Возможно, теперь исследователи смогут разработать способ более точного определения заражения токсоплазмой по ранее игнорируемым признакам, например необычно высокой концентрации макрофагов в ткани.

Исследование опубликовано в журнале Cell Host & Microbe.