6 июля
Анна Новиковская

Ученые описали крупнейшую в мире кувшинку. Она размером с детский бассейн

3.5

Сто семьдесят семь лет назад семена нового вида привезли из Боливии в Великобританию, где гигантская кувшинка росла в Королевских ботанических садах, скрываясь у всех на виду. Только внимательное сравнение и ДНК-тест позволили ученым выяснить, что перед ними — новый, третий вид гигантских кувшинок, да еще крупнейший на планете.

Двое из авторов исследования под листом гигантской кувшинки в Королевских ботанических садах / ©phys.org

Бывает, что для открытия новых видов ученым приходится совершать экспедиции в самые отдаленные уголки земного шара, где еще сохранились нетронутые тропические леса и уникальные горные долины. Однако порой новый вид «прячется» у всех на виду, пока внимательный глаз не зацепится за его непохожесть на сородичей.

Так и произошло с Victoria boliviana — третьим видом рода викторий (Victoria): в середине XIX века ее семена были подарены Великобритании ботаническим садом Санта-Крус-де-ла-Сьерра и садами Ла-Ринконада в Боливии. Ботаники посчитали, что перед ними — образцы хорошо известной амазонской виктории (Victoria amazonica), после чего растения мирно росли в чужой стране больше полутора веков, не привлекая особого внимания.

Лишь в этом году исследователи обратили внимание на некоторые ключевые особенности странной кувшинки, отличающей ее от Victoria amazonica (например, больший размер — листья боливийской виктории могут превышать в диаметре три метра), после чего провели анализ ДНК. Результат оказался поразительным: новый вид гигантских кувшинок буквально скрывался у нас перед глазами.

Благодаря этому исследованию впервые полностью изучили геном гигантских кувшинок, который оказался существенно больше, чем у других кувшинковых. Теперь мы знаем, что эти удивительные растения возникли около 40 миллионов лет назад, а последнее разделение видов произошло лишь миллион лет назад, то есть сравнительно недавно.

Дом гигантских кувшинок — речные системы Южной Америки / ©phys.org

В условиях быстрой утраты биоразнообразия описание новых видов — задача первостепенной важности, и ученые надеются, что их работа вдохновит других исследователей на более тщательное изучение доступных коллекций растений и животных. Ведь вполне возможно, что в них скрывается от наших глаз еще не одно открытие.

Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Plant Science.