16.04.2016
Редакция Naked Science
6 380

Вопросы жизни и смерти

3.3

В современной биологии есть всего пять главных загадок.

Микроорганизмы

Загадка первая: откуда взялась жизнь?

Биология – в переводе с греческого «наука о жизни» – понятия не имеет, откуда взялся предмет ее изучения. Ситуация не уникальная – физики, например, тоже не слишком хорошо понимают, как именно возникли постоянная Планка или сила тяготения. Но только в биологии, пожалуй, вопросы о «начале начал» имеют настолько острое значение.

Американский генетик советского происхождения Феодосий Добржанский говорил, что ничто в этой науке не имеет смысла, если оно не пропущено через теорию эволюции.

В основании биологической науки лежат классические, описательные дисциплины: зоология, ботаника, микробиология и т.д. И как-то само собой разумеется, что целью изысканий каждой из них является как можно более детальное прояснение той или иной ветви эволюционного древа.

При этом за последние сто лет огромная часть биологии отпочковалась от исходной, описательной науки и слилась с медициной, образовав единую биомедицинскую отрасль. Для нее характерен другой подход, аналитический. Ученый не просто описывает мышь – он прививает ей новые гены и наблюдает за результатом. Но почему нас так интересуют мыши, обезьяны и дрозофилы? Ответ прост: благодаря теории эволюции мы знаем, что работа мышиного организма принципиально ничем не отличается от работы нашего собственного. Как результат, аналитическая биология позволяет достичь куда большей практической пользы, чем описательная.

Но есть и третья форма биологии, которая в наши дни только начинает зарождаться. Сегодняшний «аналитический» биолог модифицирует живой организм, чтобы понять, как он работает. Завтра он будет для этого создавать организмы с нуля – таков подход синтетической биологии.

Действительно, самый верный способ разобраться в устройстве любого механизма – это построить его самому. Уже сегодня ученым удается синтезировать в пробирке целые геномы и заставлять их работать в живой клетке. Этот эксперимент однозначно показывает, какие именно гены необходимы для существования жизни – а значит, открывает невиданные возможности для их модификации, видоизменения и подчинения нашей воле. Открытия аналитической биологии делаются «сверху вниз»: организм раскладывается на как можно более базовые компоненты. Синтетическая биология, наоборот, исследует живое «снизу вверх»: из как можно более базовых компонентов составляется целый организм.

Но как начать «синтезировать жизнь», если в происхождении жизни так мало понятного? В упомянутом примере с искусственным геномом ученые внедряли его в живую клетку, из которой была удалена собственная ДНК. Таким образом, из двух главных компонентов живого – клетки и содержащихся в ней генов – ученым пока удалось синтезировать только один.

Жизнь появилась на Земле около 3,5 – 4 млрд лет назад: по геологическим меркам почти сразу после образования планеты 4,5 млрд лет назад. Но сколько-нибудь серьезная «летопись» сегодняшней биологии начинается значительно позже: к тому моменту клетки уже дышали кислородом, усердно синтезировали тысячи белков, многие из них уже давно объединились в многоклеточные организмы, которые уже умели спариваться, активно искать пищу и даже запоминать информацию.

Для синтетического биолога принципиальны самые древние, потерянные в веках этапы эволюции, в ходе которых были заложены базовые принципы организации живого. Почему, например, белки состоят исключительно из левовращающих аминокислот? Химическая структура этих «бусин» белковых цепей такова, что они могут существовать в двух зеркально отраженных формах, называемых лево- и правовращающими. Казалось бы, химические свойства этих молекул не различаются: они состоят из одних и тех же атомов на одних и тех же расстояниях друг от друга. Тем не менее, все живое использует исключительно левовращающие аминокислоты.

Есть ли в этом глубокий смысл, или это случайность, унаследованная нами от «первородной» клетки? Можно ли создать «правовращающий белок»? «Правовращающий организм»? Будут ли они отличаться от других живых существ? Эти загадки напрямую связаны с происхождением жизни. Список можно продолжать: обязателен ли фосфор в ДНК? Возможна ли жизнь без клетки? Какие химические вещества необходимы для самовоспроизведения? Практические возможности, скрытые за этими вопросами, безграничны.

Даже если жизнь была занесена на Землю из космоса, как считают многие, это никак не отменяет вопросы, стоящие перед эволюционной – и синтетической – биологией будущего. Если жизнь появилась не на Земле, то где, и главное – как? Вполне вероятно, что эта загадка так и останется нерешенной – хотя никто не знает, какие открытия принесет завтрашний день.

Все организмы, живущие сегодня на планете, произошли от одного общего предка. Но этот предок уже обладал клеткой и всеми ее базовыми компонентами. Науке неизвестно ничего ни о тупиковых ветвях эволюции до появления общего предка, ни о том, существовали ли другие, параллельные «древа жизни».

Загадка вторая: откуда взялись мы?

В какой бы форме ни появилась впервые жизнь на Земле, через три с половиной миллиарда лет эволюция произвела на свет прямых предков вида Homo sapiens – человека разумного.

Происхождение этой уникальной обезьяны изучено значительно лучше, чем эволюция большинства других видов. Но по понятным причинам и наше внимание к вопросу куда выше, чем в применении к другим животным. Нас не очень интересует, как именно мигрировали по континентам предки полевок или куропаток. Но когда дело касается наших ближайших родственников, их путешествия по миру и взаимодействия между собой превращаются в настоящий исторический детектив.

Совсем недавно ученые выстраивали всю генеалогию человеческого рода на костях. Скелеты, найденные в разных частях света, анализировались по таким признакам, как строение зубов и объем черепа. Исходя из этих данных, скелеты группировались в виды, и на основании их сходств и различий выстраивалась картина постепенного превращения глупых обезьян в умных людей с палкой в руках.

Как стало понятно в последние годы, такая картина имеет мало общего с реальностью. Эволюция ближайших предков человека – не последовательное превращение одних видов в другие, а разветвленное древо со множеством тупиковых ветвей. Понять, как именно эти ветви связаны между собой, бывает крайне трудно. Сегодня в этом нам помогают новейшие технологии анализа ДНК, полученной из ископаемых останков.

К примеру, на наших глазах разворачивается остросюжетная научная драма о взаимоотношениях наших прямых предков – ранних Homo sapiens – с кузенами: неандертальцами и денисовцами.

Создал ли труд человека?

До XX века археология представляла собой довольно шаткую науку, склонную в каждой найденной кости видеть доказательство величия человека. Среди стройных, но совершенно необоснованных гипотез ранней археологии выделяется идея о том, что освоение орудий труда – якобы невиданное в природе явление – прямо определило появление людей. Отголоски этой гипотезы слышны в названии вида Homo habilis – человека умелого, раньше считавшегося самым древним представителем рода Homo.

Сегодня очевидно, что использование орудий далеко не уникально для человека. С камнями и палками неплохо управлялись, например, древние обезьяны – панантропы. Орудия используют и современные животные, например, вороны, дельфины, слоны и, конечно, множество приматов. О том, что именно заставило предков человека встать на ноги и развить огромный мозг, ученые спорят до сих пор, но чрезмерная романтизация «умелости» сегодня устарела.