17 августа
Михаил Орлов

В горах Танзании обнаружили новый вид орхидей с блестящими цветками

3.3

Исследования флоры малоизученных гор Пере в Африке привели к открытию новой орхидеи Rhipidoglossum pareense. Это очень мелкое эпифитное растение с блестящими цветками, произрастающее в так называемых туманных лесах.

Новый вид орхидей Rhipidoglossum pareense
Новый вид орхидей Rhipidoglossum pareense / © Andres Hemp

Горная цепь Пере вытянулась на северо-востоке Танзании в Африке. Там преобладают древесные сообщества, называемые туманными или моховыми лесами. Это горные экосистемы, для которых характерен очень влажный воздух, из-за чего постоянно висит туманная дымка и обитают множество уникальных растений, в том числе эпифитных — растущих на деревьях и не контактирующих с почвой.

Такие уникальные сообщества пока недостаточно изучены. Важным вкладом в их исследования стала работа ученых из Великобритании и Германии, которые открыли новый вид растений из семейства орхидные.

Впервые описанная для флоры Африки орхидея получила название Rhipidoglossum pareense. Название рода происходит от греческих слов «веер» и «язык», а видовой эпитет отсылает к горам Пере — именно в их южной части обнаружили новый вид.

Цветки Rhipidoglossum pareense / © Andres Hemp

Растение имеет необычный внешний вид: оно совсем крошечное, всего несколько сантиметров в длину. Это эпифит, прикрепляющийся к ветвям деревьев и получающий воду из воздуха с помощью особых корней. Еще удивительнее мелкие белые цветки R. pareense: при освещении солнечными лучами они заметно блестят.

Авторы новой статьи в ботаническом научном журнале Kew Bulletin подчеркивают сходство R. pareense с близким видом Rhipidoglossum leedalii. В то же время цветки недавно описанной орхидеи меньше, более многочисленны и объединены в компактные соцветия. Ареал Rhipidoglossum pareense приходится на так называемые туманные леса, раскинувшиеся на высоте более 1500 метров над уровнем моря.

«Только что описанная орхидея, вероятно, обитает в этом месте благодаря его уникальным климатическим условиям. В туманных лесах юга гор Пере за год выпадает всего 700 миллиметров осадков, но зато постоянно возникают туманы, приносящие влагу — и ее в два-три раза больше. Эта гористая местность являет собой настоящее Эльдорадо для ботаников. Недавно я также открыл там новый вид аканта, описание этого растения скоро тоже будет опубликовано», — поделился Андреас Хемп (Andreas Hemp), систематик растений из Университета Байройта (Германия).

Исследователи подчеркивают, что обнаружить эпифитный и очень мелкий вид орхидеи им помогла случайность. Один из экземпляров попал в поле зрения ученого, хотя тот мог просто пройти мимо.