14.06.2023
Анна Новиковская
4 264

Вид мертвых мух повлиял на длину жизни их сородичей. То же самое возможно для людей

5.4

Американские исследователи обнаружили, что специфическая группа клеток мозга мух активируется при виде других мертвых мух и это ведет к неожиданным последствиям. Более того, мухам можно «внушать» те же самые последствия с помощью температуры.

Как оказалось, смахивая со стола мертвых мух, мы продлеваем срок жизни их сородичей / © Christi Gendron / Автор: Михаил Григорьев

Старение — сложный процесс, на который могут влиять как генетика, так и окружающая среда. Хотя мы знаем, что сильные переживания способны сказываться на скорости старения даже у людей, как именно это происходит — по-прежнему остается загадкой.

В поисках ответа на этот вопрос группа ученых из Мичиганского университета (США) изучила влияние вида мертвых сородичей на старение дрозофил. Ранее исследователи уже сообщали, что вид или — в меньшей степени — запах трупов сородичей вызывает у мух острые и хронические физиологические изменения. Среди них было быстрое уменьшение запасов жира и снижение устойчивости к голоданию, а также резкое повышение скорости старения и смертности. Теперь ученые решили разобраться в подробностях процесса.

Проведя серию экспериментов, исследователи продемонстрировали, что за ускоренное старение при виде мертвых сородичей отвечает определенная группа нейронов в особой области мозга мухи, называемой эллипсоидным телом. Ключевую роль в этом процессе играют нейроны R2/R4, а также рецептор серотонина 5-HT2A, расположенный на этих нейронах. При передаче сенсорной информации о присутствии трупов мух в нейронах R2/R4 вырабатывается инсулиночувствительный фактор транскрипции foxo и инсулиноподобные пептиды dilp3 и dilp5, которые управляют продолжительностью жизни организма.

Искусственно активировав нужные нейроны путем помещения мух в условия высоких температур, ученые даже в отсутствие трупов сократили срок жизни дрозофил на несколько дней. Это довольно много, если учесть, что здоровая муха живет всего три месяца. Хотя эллипсоидное тело, отвечающее за ориентационное поведение и интеграцию информации от различных органов чувств, отсутствует в мозге человека, не исключено, что аналогичные нейронные цепи могут ускорять или, напротив, замедлять наше старение.

Как заключили исследователи в работе, опубликованной в журнале PLoS Biology, пока нельзя однозначно судить об эффекте видимых трупов на человеческую продолжительность жизни, хотя хорошо известно, что вид умершего человека вызывает у окружающих людей психологические и физиологические изменения в организме. Возможно, в будущем мотивационная терапия или фармакологическое вмешательство поможет замедлять старение у людей, которые в рамках профессиональной деятельности постоянно сталкиваются с трупами — например, работников кладбищ и моргов.