Эволюция более благосклонна к эпидемиологическим болезням средней тяжести — Naked Science
12.11.2020

Эволюция более благосклонна к эпидемиологическим болезням средней тяжести

4.5

Ученые из Великобритании и США установили, что новые инфекции, вызывающие эпидемии, имеют эволюционное преимущество, если им свойственна промежуточная вирулентность.

Эволюция более благосклонна к эпидемиологическим болезням средней тяжести / ©pbs.twimg.com

Исследование опубликовано в журнале Evolution Letters. На фоне пандемии Covid-19 многие люди опасаются, что однажды придет куда более страшная и смертоносная болезнь. И это, увы, не исключено. Тем не менее работа ученых из университетов штата Аризоны и Обернского (США), а также Эксетерского университета (Великобритания) позволяет надеяться, что большинство глобальных пандемий, возможно, все-таки должны носить более сдержанный характер по части летальности.

Идея о том, что патогенные организмы, наносящие умеренный вред здоровью хозяина, более успешны с эволюционной точки зрения, не нова. Естественный отбор должен благоприятствовать микроорганизмам с так называемой промежуточной вирулентностью (степень способности инфекционного агента вызывать заболевание или гибель организма хозяина).

Ведь микроорганизму тоже необходимо где-то жить, развиваться и передавать «потомство» другим таким же организмам. Если последние погибнут быстро и в больших количествах, то первому негде будет паразитировать. Однако низкая вирулентность тоже вредна для патогена, поскольку препятствует передаче. Значит, эволюция должна «отбирать» инфекции со средним уровнем вирулентности.

Такая гипотеза есть, но экспериментальных доказательств ее мало. При этом в науке существует и другое мнение, согласно которому новые инфекции в процессе эволюции становятся безвредными. Теоретические разработки в области эволюционной биологии, проведенные еще в 1980-х, показали, что это не обязательно так, однако подобная идея продолжает оставаться значимой даже сегодня. Американские и британские ученые провели эксперимент, чтобы проверить, как меняется вирулентность микроорганизмов в процессе эволюции.

Для этого они использовали 55 вариантов патогенной бактерии Mycoplasma gallisepticum, поражающей североамериканских певчих птиц — домашних зябликов (Haemorhous mexicanus), — и, собственно, самих зябликов, ни разу не сталкивающихся с этой болезнью. Их последовательно заражали различными вариантами патогена.

В ходе эксперимента ученым удалось показать, что те варианты микроорганизмов, которые обладали большей вирулентностью, передавались быстрее, зато имевшие промежуточную вирулентность лучше выживали и, таким образом, оказались успешнее с эволюционной точки зрения.

Bell показала концепты скоростных аппаратов, способных зависать в вертолетном режиме. Предполагается, что они будут иметь скорость, сравнимую с реактивными самолетами.