Биологи «отменили» вымирание тасманийских дьяволов из-за заразного рака — Naked Science

Биологи «отменили» вымирание тасманийских дьяволов из-за заразного рака

4.6

Новые данные показывают, что заболевание трансмиссивной лицевой опухолью у тасманийских дьяволов перешло в эндемическую фазу: животные адаптировались к опаснейшему заболеванию, и теперь оно вряд ли грозит им вымиранием.

©University of Tasmania

Сумчатые тасманийские дьяволы были почти уничтожены людьми, и лишь строгие меры по защите этого редкого хищника сохранили его популяции в Тасмании и Австралии. Однако в последние годы тасманийского дьявола преследует новая напасть, угрожающая виду полным вымиранием, — злокачественная лицевая опухоль, которая способна передаваться от особи к особи контактным путем, через укусы.

В конце 1990-х, когда трансмиссивную опухоль впервые заметили, она была высоко летальна и «заразна», быстро распространялась по популяциям. Однако в последние годы этот тренд неожиданно замедлился: болезнь передается медленнее и переносится легче. По-видимому, жестокий отбор заставил тасманийских дьяволов адаптироваться; об этом сообщается в новой статье, опубликованной в журнале Science.

Авторы работы — Эндрю Сторфер (Andrew Storfer) из Университета штата Вашингтон и его коллеги — отмечают, что прежде больное животное успевало заразить в среднем трех-четырех сородичей, но теперь эта цифра упала до одного. Генетический анализ опухолей, полученных в разных регионах и в разные периоды времени, подтвердил, что их распространение, прежде почти бесконтрольное, замедлилось. Из эпидемической формы заболевание перешло в эндемическую.

©Iain O’Neill, Tumor Immunology, 2010

По словам ученых, причин этому как минимум три. Во-первых, эпидемия проредила численность животных, затрудняя собственное распространение (заразный рак ответствен за 75 процентов сокращения их популяций начиная с 1990-х). Во-вторых, сами тасманийские дьяволы могли адаптироваться и вывести новые поколения, чуть более устойчивые к трансмиссивной опухоли. Наконец, рак, многократно мутировав за это время, мог стать не столь опасным. На это указывают и случаи спонтанного уменьшения, а иногда и полного исчезновения лицевой опухоли, которые порой наблюдают у этих животных сегодня.

Ученые подчеркивают, что теперь полное вымирание тасманийских дьяволов из-за трансмиссивного рака можно назвать маловероятным. Скорее животные еще некоторое время будут сосуществовать с болезнью, пока она сама не исчезнет.

Впрочем, есть некоторые сторонние факторы, которые могут опасно изменить баланс сил. Так, стремясь поддержать немногочисленные дикие популяции тасманийских дьяволов, сегодня нередко выпускают на волю особей, выведенных в зоопарках. Будучи потомками родителей, не контактировавших с трансмиссивным раком, они могут стать для него легкой добычей и «базой» для выживания.