Ученые выяснили, как рак тасманского дьявола стал заразным — Naked Science

Ученые выяснили, как рак тасманского дьявола стал заразным

Тасманские дьяволы — единственные животные на планете, чьи опухоли начали передаваться от особи к особи. И сейчас биологи раскрыли этот механизм.

Ученые из Исследовательского института CeMM и Венского университета разгадали загадку трансмиссивной лицевой опухоли тасманского дьявола и показали, как проходит процесс заражения на клеточном уровне. Работа опубликована в журнале Cancer Cell.

Обычно карцинома развивается из клеток отдельно взятого организма и не передается другим индивидам. У тасманских дьяволов — самых больших хищных сумчатых — это заболевание возымело иной характер. Лицевая опухоль тасманского дьявола стала передаваться от одного животного к другому, что значительно снизило их популяцию и за два десятка лет своего существования убило 90 процентов особей этого вида. По словам ученых, рак передавался через укусы, а все собранные образцы опухолей генетически почти идентичны друг другу, что, по-видимому, говорит о происхождении из одной клетки прародителя. Долгое время биологи пытались понять механизм заражения, и теперь исследователям из Австрии это удалось.

Открытие случилось благодаря моделированию заболевания у мышей, изоляции ДНК и РНК, масс-спектрометрии и многим другим современным методам. Авторы обнаружили, что рецепторы раковых клеток, носящие имя ERBB, запускают цепную реакцию внутри клетки, которая приводит к активации белка STAT3. Тот, в свою очередь, меняет генетический код, в результате чего раковые клетки становятся незаметными для иммунной системы, но пролиферация (разрастание ткани) увеличивается.

Интерактивное изображение процессов внутри клеток / ©CeMM GmbH

Этим достижения биологов не ограничились. Они сумели ингибировать активность рецепторов ERBB, что остановило всю последующую цепь реакций и позволило уничтожить раковые клетки. По словам ученых, такой механизм может лечь в основу лекарства, которое вылечит тасманских дьяволов. Один из авторов работы Андреас Бергталер (Andreas Bergthaler) заметил, что 99,1 процента белков тасманского дьявола STAT3 идентичны тем же белкам у человека. Те гены, которые активирует этот белок, также существуют в клетках рака у людей. Возможно, результаты этих исследований отразятся на поисках методов лечения рака у людей.

Ранее исследователи из Университета штата Вашингтон заметили, что тасманские дьяволы способны бороться с опухолью. Ученые изучили ДНК животных с карциномой (DFTD) и тех их сородичей, которые выработали резистентность к заболеванию. Они выделили несколько участков генов, которые могут отвечать за сокращение опухоли.