19.08.2020
Мария А.
22 770

Биологи развеяли популярный миф о вымерших тасманийских волках

5.4

Тасманийский волк, истребленный человеком к середине прошлого века, оказался почти в два раза меньше, чем считалось до сих пор.

Thylacinus
Сумчатый волк, начало XX века / © Photo courtesy of The Tasmanian National Museum and Art Gallery

Тасманийские волки (также известны как сумчатые волки или тилацины, Thylacinus cynocephalus) — сумчатые млекопитающие, последний представитель которых, по официальной версии, умер в 1936 году в частном зоопарке в австралийском штате Тасмания. До середины XIX века тилацины были достаточно многочисленны, однако в 1830-х на них развернулась настоящая охота: этих хищников посчитали угрозой для ферм и водившихся там животных, поэтому началось целенаправленное массовое истребление. Конечно, сыграли роль эпизоотия (судя по всему, собачьей чумы) и уязвимость перед инфекционными заболеваниями.

Хотя местные жители были уверены в свирепости тилацинов, несколько лет назад ученые предоставили первое доказательство их невиновности: по словам исследователей, сумчатые волки, в отличие от диких собак, обладали не столь мощными челюстями, чтобы иметь возможность перетаскивать крупные туши овец. Новое исследование, опубликованное в журнале The Royal Society Publishing, опровергает еще один миф о якобы огромных злых тасманийских волках: как выяснилось, они были почти в два раза меньше, чем считалось до сих пор.

“Точная оценка массы вымершего хищника служит ключом к раскрытию его биологии и структуры экосистемы, в которой он обитал. До своего исчезновения тилацин считался самым крупным из ныне живущих хищных сумчатых животных, но данных о его массе тела мало, поэтому 29,5 килограмма — наиболее часто используемая оценка. Она предсказывает, что тилацины должны сосредоточиться на добыче, примерно равной или большей, чем они сами. Однако многие исследования предполагают, что тасманийские волки питались более мелкими животными. <…> Цифра в 29,5 килограмма, по-видимому, основана на некритическом прочтении анекдотического исходного материала (Le Soef in Commissioners of the Victorian Intercolonial Exhibition, 1875, стр. 261: «Весит иногда от 60 до 70 фунтов»). В рецензируемой литературе можно найти только четыре достоверных отчета о массе тела тилацина: 33 фунта для «чрезмерно большого» самца (примерно 15 килограммов), самец весом 14,97 килограмма, а также две записи из реестра Лондонского зоопарка 1914 года — самка весом 29 фунтов (приблизительно 13,2 килограмма) и самец 57,5 ​​фунтов (приблизительно 26,1 килограмма)”, — пишут ученые из Института биомедицинских открытий и Школы биологических наук при Университете Монаша (Мельбурн, Австралия).

В своем исследовании они представили новую оценку массы тела 93 взрослых тасманийских волков, в том числе двух таксидермических образцов и четырех полных скелетов. Результаты получили после сканирования и построения трехмерной модели.

Сравнение размеров человека и тасманийского волка / © Douglass Rovinsky

“Средняя масса тела тилацина составляла 16,7 килограмма (самец весил в среднем 19,7 килограмма, самка — 13,7 килограмма). Это намного меньше предыдущих оценок. Наши данные показывают, что тилацин занимал диапазон от 14,5 до 21 килограмма, характерный для мелких хищников”, — рассказали авторы работы.

По словам биологов, новые данные меняют наше понимание роли сумчатых волков в экосистеме Австралии: их средний вес ниже порогового значения в 21 килограмм, при которых хищники способны схватить крупную добычу.

Thylacinus
Сумчатый или тасманийский волк, или тилацин — вымершее сумчатое млекопитающее, единственный доживший до исторической эпохи представитель семейства сумчатых волков / © Gifer

«Мы показали различия в средних размерах тела самцов и самок. Этот результат также ставит под сомнение устоявшиеся представления о тилацинах как о плотоядных и подчеркивает, что они были хищниками, которые эволюционировали, чтобы поедать меньших, чем они сами, представителей животного мира», — подчеркнул доктор Джастин В. Адамс.

Сканирование 3D-скелета сумчатого волка (слева) и создание модели его тела / © Douglass Rovinsky

Таким образом, новая оценка массы тела вымерших тасманийских волков бросает вызов предыдущим интерпретациям и опровергает тот факт, что эти животные, как волки, были способны охотиться в стаях и нападать на крупную добычу, в частности овец (нижний предел массы взрослой особи — 25 килограммов, верхний — 180 килограммов).

«Многие материалы из газет XIX века могли быть просто сказками, рассказанными для того, чтобы тилацин казался больше, более впечатляющим и опасным», — подытожил Дуглас С. Ровинский, ведущий автор новой работы.

Ранее останки гигантской древней черепахи рассказали о ее половом диморфизме и рационе питания, а причиной вымирания пещерных медведей оказался их слишком большой нос.