Синтетический аналог психоделика позволит лечить депрессию и аддикции, не вызывая галлюцинаций — Naked Science

Получен искусственный аналог ибогаина, который стимулирует восстановление связей между нейронами без побочных «психоделических» и токсических эффектов.

©Lindsay Cameron

Кетамин, ЛСД и другие «психоактивные» вещества рассматривают в качестве потенциальных средств для лечения алкоголизма и других аддикций, а также депрессии. В самом деле, подобные состояния сопровождаются потерей связей между нейронами префронтальной коры, отвечающей за принятие решений и другие высшие когнитивные функции. А уже сравнительно небольшие дозы «психоделиков» стимулируют образование на нейронах дендритных шипиков — выростов, усиливающих связи между ними. Между тем медиков останавливают «психоактивные», а нередко и токсические эффекты, которые оказывают эти вещества на организм.

Поэтому многие ученые заняты поисками аналогов этих соединений, которые тоже положительно воздействовали бы на нейроны, но не имели ненужных и опасных побочных эффектов. Команда Дэвида Ольсона (David Olson) из Калифорнийского университета в Дейвисе взяла за основу такой работы ибогаин — действующее вещество растения под названием ибога, которое используют колдуны африканского культа бвити. О результатах этой работы они пишут в статье, опубликованной в журнале Nature.

Помимо «психоделического» действия, ибогаин вызывает нарушения сердечного ритма и другие опасные симптомы. В поисках менее токсичных аналогов Ольсон с коллегами синтезировали 20 близких химических соединений, сохраняющих тот участок молекулы, который считается ответственным за «полезные» свойства, но без боковых групп, связанных с побочными эффектами. Протестировав новые вещества, ученые выбрали самое многообещающее — табенранталог (tabernanthalog, TBG).

Опыты на клеточных культурах нейронов, а также на живых лабораторных грызунах подтвердили, что TBG стимулирует образование дендритных шипиков, не вызывая видимых побочных эффектов. TBG также снимал тягу к алкоголю и героину у модельных мышей и крыс, «подсаженных» на эти наркотики. Авторы отмечают, что молекула не приводила к активации «центров удовольствия», а значит, потенциально не должна вызывать и привыкания.