29.12.2015
Редакция Naked Science

У тасманийских дьяволов появилась новая форма заразного рака

Опухоли, клетки которой способны передаваться от одной особи к другой, заражая ее, в природе встречаются крайне редко. Единичные такие случаи известны и среди людей, а у животных обнаружено всего четыре вида трансмиссивного рака. Самый знаменитый из них – лицевая опухоль тасманийского дьявола (Devil Facial Tumour Disease, DFTD), которая является очень агрессивной болезнью, уже заметно сократившей их численность. А недавно у этих сумчатых родственников волков нашелся еще один трансмиссивный рак.

secondcontag

Репутацию невероятно злобных существ они заслужили за неприятные нам формы поведения: взаимодействуя между собой, они постоянно покусывают друг друга. Разрастающаяся на лице ужасная опухоль лишь усиливает это ложное впечатление. Обезображенное животное погибнет практически со 100-процентной вероятностью, еще и заразив соседей во время укуса. С момента обнаружения DFTD во второй половине 1990-х популяции этих редких сумчатых быстро перешли в разряд находящихся под угрозой вымирания.

Скорее всего, переродившиеся клетки появились у одного животного, утеряв гистологическую «принадлежность» (и одну из 14 хромосом нормального тасманийского дьявола) и принялись бесконтрольно распространяться между сородичами. До сих пор все клетки DFTD генетически идентичны. Это и позволило достоверно показать, что DFTD не единственная заразная опухоль, уничтожающая уникальный сумчатый вид.

«Этот рак вызывает лицевые опухоли, визуально неотличимые от предыдущего, – говорит биолог из Университета Тасмании Рут Пай (Ruth Pye), – и пока мы обнаружили восемь особей, зараженных им, на юго-востоке Тасмании». Первая находка была сделана еще в 2014 году при изучении тасманийского дьявола с подозрением на DFTD.

По мнению ученых, есть все основания полагать, что в естественных условиях у сумчатых дьяволов могут обнаружиться и другие формы трансмиссивного рака. Ну а главный вопрос сейчас заключается в природе этих находок: либо тасманийские дьяволы каким-то образом особенно подвержены подобным редким и опасным болезням (и тогда – почему?), либо они и среди других видов куда более распространены, чем мы себе представляем.