30.08.2016
Редакция Naked Science

Внезапный иммунитет сумчатых дьяволов к раку прояснила ДНК

Ученые из Университета Дикина обнаружили гены, ответственные за формирование генетической устойчивости тасманийского дьявола к специфической для этого вида лицевой опухоли. Результаты исследования опубликованы в Nature Communications.

tasmanian_devil_wallpapers

Лицевая опухоль сумчатого дьявола — злокачественное заболевание, которое передается от животного к животному. Опухоль выражается в появлении повреждений у пасти тасманийского дьявола, которые затем распространяются с морды на тело. С 1996 года заболевание сократило от 20 до 95 процентов некоторых популяций животного. При этом некоторые особи приобрели устойчивость к опухоли всего за четыре-шесть поколений. Для сравнения, австралийским кроликам на формирование устойчивости к миксоматозу потребовалось 50–80 поколений.

В исследовании ученые секвенировали около одной шестой генома тасманийского дьявола. В качестве источников образцов послужили 294 особи из трех популяций с различным ареалом обитания. На двух областях генома животного авторы обнаружили пять генов, активность которых росла во всех рассматриваемых группах. Наибольший интерес представляли два гена — CD146 и Thy1, участвующие в распознавании инородных тел иммунной системой. Динамика активности этих генов наблюдалась начиная с первого зарегистрированного случая заболевания.

По словам исследователей, дальнейшие шаги могут включать в себя разведение сумчатых дьяволов, устойчивых к опухоли, в неволе. Также команда намерена изучить представителей вида, обитающих на западе Тасмании: единственных тасманийских дьяволов, не пострадавших от заболевания. Отмечается, что наиболее эффективным способом проверки результатов стало бы инфицирование устойчивых животных, что является неэтичным и незаконным, кроме того, тасманийский дьявол относится к вымирающим видам.

«Открытие также имеет потенциал для разработки вакцин. На основе выявленных механизмов станет возможным создание методов иммунотерапии, нацеленной на указанные гены», — сообщила представитель Саутгемптонского университета Ханна Сиддл.