22 сентября
Анна Новиковская

Восемь белков обеспечивают медведям в спячке контроль над уровнем инсулина

3.5

Каждый год живущие на севере медведи впадают в зимнюю спячку, во время которой им крайне важно поддерживать стабильный уровень сахара в крови. Американским ученым удалось выявить потенциальные генетические ключи к медвежьей способности контроля над уровнем инсулина, и в будущем это может привести к эффективному лечению диабета у людей.

Несколько месяцев медведи проводят в спячке, чтобы сэкономить ресурсы организма до весны / © daily.jstor.org

Поведение диких медведей — настоящий кошмар для людей, страдающих диабетом: звери сначала набирают огромный вес, а затем проводят долгие месяцы в почти полной неподвижности. И все же медведи, несмотря на «нездоровый» образ жизни, почти не страдают от диабета. Все благодаря способности их организмов «включать» и «выключать» устойчивость к инсулину.

В поисках секрета медвежьего здоровья американские ученые отследили тысячи изменений в активности генов медведей в процессе спячки. Итогом их наблюдений стало сужение круга интереса до восьми белков, которые, похоже, играют основную роль в контроле над инсулином.

Эти белки включались у медведей, если во время недолгого пробуждения (зимой медведи не спят «мертвым сном», а встают и даже немного двигаются) им предлагали медовую воду — одно из любимых лакомств. Кормление проводили в рамках другого эксперимента, в процессе которого изучали энергозатраты медведей во время спячки, но собранные генетические образцы стали бесценным материалом для поиска нужных белков.

Пока что исследователи не смогли установить, работают эти белки по отдельности или же вместе, чтобы изменять чувствительность к инсулину у спящих животных. Что любопытно, эти белки вовсе не уникальны для медведей: похожие есть у людей. Если ученым удастся доказать, что именно эти белки не дают медведям страдать от диабета, их человеческие гомологи станут первоочередной мишенью для дальнейших исследований.

Исследования проводили на медведях гризли, живущих в исследовательском центре при Вашингтонском университете / © phys.org

Теперь ученым предстоит выявить, каким образом эти белки влияют на работу инсулина, переключая организм медведя между «спящим» и «активным» режимами, и возможен ли долговременный перевод организма в определенное состояние.

Исследование опубликовано в журнале iScience.