Домашние животные не должны питаться, как мы
Почему?
31 519

На «русской планете» обнаружена еще одна веская улика недавнего вулканизма

3.6

Вопрос активности венерианских вулканов занимает планетологов давно. Если они до сих пор извергаются или делали это недавно по геологическим меркам, то недра второй планеты от Солнца по-прежнему активны. Однако получить достоверные данные подтверждающие или опровергающие активность вулканов на Венере до сих пор не получалось. Зато недавно ученые получили еще одно пусть и косвенное, но вполне надежное свидетельство «бурной жизни» геологических формирований на «сестре Земли».

На «русской планете» обнаружена еще одна веская улика недавнего вулканизма
Карта изученной планетологами области венерианской поверхности: a — радарное изображение региона Имд с кратером Сандел в левой части снимка и горой Идунн в его центре; b — геологическая карта, составленная на основе данных спектрометрии (желтым показаны ударные кратеры, фиолетовым отмечены молодые лавовые поля, а розовым более старые, линии отражают разломы разных типов) / ©Piero D’Incecco et al., https://doi.org/10.3847/PSJ/ac2258, ESA

В конце лета и в середине осени этого года международная команда планетологов опубликовала сразу две научных работы по этой теме — одну в журнале Solar System Research, а вторую в The Planetary Science Journal. Труд специалистов из Италии, Испании, России, Финляндии и США под руководством Пьеро д’Инчекко (Piero D’Incecco) остался почти незамеченным научно-популярной прессой, хотя статьи уже несколько месяцев как отрецензированы и доступны для ознакомления. Восполним этот досадный пробел, благо тема довольно интересная.

Внимание ученых привлек регион Имд (Imdr Regio, назван в честь одной из девяти матерей скандинавского бога Хеймдалля), расположенный в южном полушарии Венеры. А точнее, находящийся в этой области вулкан Идунн (Idunn Mons, по имени скандинавской богини вечной юности) высотой около двух с половиной километров и окруженный лавовыми полями имеющими порядка 200 километров в поперечнике. Планетологи внимательно изучили архивные данные, которые собрал европейский автоматический зонд Venus Express за время свой работы на орбите вокруг «русской планеты» с 2006 по 2015 годы.

С помощью спектрометра VIRTIS, работавшего в видимом, инфракрасном и ближнем ультрафиолетовом диапазонах, автоматическая межпланетная станция получила подробные сведения о характеристиках поверхности и ее взаимодействии с атмосферой Венеры. Лавовые поля вокруг вулкана Идунн вызвали интерес планетологов, поскольку их возраст по некоторым признакам не должен превышать тысяч лет. Что делает их очень молодыми по геологическим меркам — то есть совсем недавно в регионе Имд происходили обильные извержения.

Такой вывод ученые сделали на основе комплексного анализа данных и недавних теоретических изысканий своих коллег. Дело в том, что по новым оценкам геологов потоки лавы на поверхности Венеры должны деградировать гораздо быстрее, чем ранее предполагалось. Фактически, в результате химических реакций и физического воздействия очень плотной атмосферы на «русской планете» вообще не может быть обнаружено областей старше тысячи лет, имеющих характерные для базальтовой лавы спектры. По крайней мере, об этом говорят моделирование, теоретические расчеты и лабораторные эксперименты. А вокруг вулкана Идунн спектрометр Venus Express «увидел» множество потоков вещества, идентифицированного именно таким образом.

Кроме того, команда д’Инчекко заметила еще два свидетельства, намекающих на активный вулканизм. Во-первых, кратер Сандел (Sandel) диаметром 17 километров и находящийся в трехстах километрах от Идунн несет на себе следы тектонической активности, образовавшиеся уже после ударного события, породившего его 75-350 миллионов лет назад. А именно — трещины и грабен, то есть опускание коры планеты. Обычно такие образования говорят о серьезных подвижках в геологических структурах: крупных землетрясениях и сопутствующих или вызвавших их мощных извержениях неподалеку.

А во-вторых над вулканом Идунн прибор VIRTIS зарегистрировал аномальные изменения в движении атмосферных течений. На границе облачного слоя в районе над горой заметно снижается скорость ветра — это может быть признаком поднимающихся от поверхности горячих потоков воздуха. Иными словами, есть шанс, что умеренная вулканическая активность продолжается в регионе Имд прямо сейчас.

Астрономы из США за 15 лет смогли точно измерить длительность дня, наклон оси и размер ядра «русской планеты»
Комбинированное изображение поверхности (в условных цветах) Венеры на основании данных, полученных зондами Magellan и Pioneer Venus Orbiter в радиодиапазоне / ©NASA, JPL

Тем не менее, ученые признают, что несмотря на все веские аргументы своей позиции, твердым доказательством происходивших недавно извержений их работа не является. Все эти улики — лишь косвенные. И окончательную точку в вопросе венерианского вулканизма удастся поставить только аппаратам, которые отправятся на «русскую планету» в будущем. Например, запланированные Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) миссии VERITAS и DAVINCI+.

Напомним, это далеко не первый пример обнаружения косвенных признаков активного вулканизма на Венере — к похожим выводам пришли планетологи из США полтора года назад. Причем вулканы могут сравнительно легко объяснить наличие биомаркера фосфина в атмосфере второй планеты от Солнца. Тем более, что его там, похоже, оказалось гораздо меньше, чем заявляли авторы сенсационного исследования, согласно которому жизнь на «русской планете» почти наверняка есть.

Это случилось из-за стечения обстоятельств – в том числе европейских усилий по борьбе с глобальным потеплением. Пока остается неясным, окажется ли такая ситуация устойчивой.

Спустя несколько дней после операции пациент — 57-летний мужчина из Мэриленда — чувствует себя хорошо, хотя говорить о стопроцентном успехе пока рано.