На Венере впервые засняли чисто земное явление «глория» — Naked Science

На Венере впервые засняли чисто земное явление «глория»

Астрономы засняли в атмосфере Венеры глорию – атмосферное явление, похожее на радугу, которое до сих пор наблюдалось только на Земле.

Venus_glory_large

Ученым впервые удалось сфотографировать в атмосфере Венеры оптическое явление глория, которое до сих пор наблюдалось только на Земле.

Глория – оптическое явление, которое наблюдается на облаках, расположенных прямо напротив источника света. Наблюдатель должен находиться на горе или в воздухе, а источник света (Солнце или Луна) – за его спиной. Глория представляет собой цветные кольца света на облаке вокруг тени наблюдателя. Внутри находится голубоватое кольцо, снаружи – красноватое, далее кольца могут повторяться с меньшей интенсивностью. Угловой размер намного меньше, чем у радуги – 5° … 20°, в зависимости от размера капель в облаке.

Маркивикц Войцих (Markiewicz Wojciech) из Института исследований Солнечной системы общества Макса Планка в Катленбург-Линдау и его коллеги искали венерианские «глории» с помощью европейского зонда «Венера-экспресс».

Глория на Венере в ультрафиолетовом, видимом и инфракрасном спектрах

©ESA/MPS/DLR/IDA

В ходе исследования ученые снимали облака из серной кислоты в атмосфере планеты, в то время как Солнце находилось прямо за космическим аппаратом. В результате 24 июля 2011 года, аппарат снял глорию шириной 1200 километров на облаках в 70 километрах над поверхностью планеты и в 6 тыс. километров от зонда.

Радуги и глории возникают из-за дифракции света, отраженного в капельках воды внутри облаков. Для появления «глории» необходимо, чтобы капли в облаках были сферичными и одинаковыми по размеру.

По расчетам ученых, капли в облаках имеют размер 1,2 микрона – это в 15 раз меньше толщины человеческого волоса. Вариации в яркости колец глории свидетельствуют о том, что облака состоят не только из капель серной кислоты, смешанной с водой. По мнению ученых, присутствует еще один неизвестный компонент, поглощающий ультрафиолетовый свет.

Сравнительная симуляция глорий на Венере и Земле