03.06.2021
2 866

NASA отправит к Венере две новые космические миссии

5.3

Американское космическое агентство планирует еще до конца нынешнего десятилетия отправить два новых аппарата к «бывшей обитаемой» планете.

Какой может увидеть Венеру зонд VERITAS: взгляд художника
Какой может увидеть Венеру зонд VERITAS: взгляд художника / ©NASA, JPL-Caltech, Peter Rubin

Считается, что некогда Венера была довольно комфортной, умеренной и влажной планетой, во многом похожей на нашу Землю. Однако недра ее устроены иначе: там нет ни полноценной тектоники плит, ни магнитосферы. Скорее всего, именно эти различия привели Венеру к совершенно другой судьбе: планета утеряла воду, а мощный парниковый эффект разогрел ее до температур, достигающих 400 °С. Активные вулканы сделали атмосферу плотной, с давлением почти в сотню земных атмосфер, наполнили ее серой и другими ядовитыми газами.

Сегодня этот мир стал крайне негостеприимным, и в космонавтике Венера пользуется куда меньшим вниманием, нежели Марс. Считаным аппаратам — еще советского времени — удавалось опуститься на ее поверхность и выжить хотя бы несколько минут. А последняя из орбитальных миссий побывала там еще в 1994-м. Но тем знаменательнее недавнее объявление NASA. В рамках очередного этапа программы по исследованию планет Солнечной системы в агентстве выбрали сразу два венерианских проекта.

Более года назад руководство NASA определило четыре миссии-«финалистки» для поддержки в рамках программы Discovery. Среди них — проекты отправки небольших дальних зондов к спутникам Юпитера и Нептуна. Однако выбор в итоге остановился на паре конкурентов — проектах для изучения Венеры, которые получат финансирование и должны быть запущены между 2028 и 2030 годом.

Миссия DAVINCI+ использует спускаемый аппарат, который сможет снизиться в атмосферу Венеры. Он проведет точные измерения содержания благородных газов и других веществ, чтобы лучше понять, что случилось с местной атмосферой. Кроме того, зонд попытается провести съемку поверхности в поисках свидетельств существования континентов — это позволит, наконец, выяснить, была ли на Венере когда-либо тектоника плит. Проект DAVINCI+ реализует команда Джеймса Гервина (James Garvin) из Годдардовского центра космических полетов NASA.

Миссия VERITAS нацелится на топографические исследования планеты. Орбитальный аппарат, оборудованный радаром с синтетической апертурой, сможет заглянуть сквозь плотные облака Венеры и впервые составит трехмерную карту почти всей ее поверхности. Кроме того, он сможет регистрировать инфракрасное излучение поверхности, по которому можно установить ее минеральный состав и узнать, продолжается ли там активный вулканизм. Проект создает Сюзанна Смрекар (Suzanne Smrekar) из Лаборатории реактивного движения (JPL) NASA. ИК-спектрограф предоставят специалисты Германского центра авиации и космонавтики (DLR), некоторые другие компоненты — коллеги из Италии и Франции.

Напомним, в рамках NASA Discovery создали работающие сегодня миссии LRO (на орбите Луны) и InSight (на поверхности Марса). Также разрабатываются проекты, выбранные на предыдущем цикле программы — миссии Psyche (к астероиду 16 Психея) и Lucy (к троянским астероидам Юпитера).