Появление фосфина на Венере объяснили вулканизмом — Naked Science
13 июля

Появление фосфина на Венере объяснили вулканизмом

4.7

Фосфин, который обнаруживается в атмосфере Венеры, мог образоваться без участия живых организмов — благодаря мощным извержениям вулканов и облакам серной кислоты.

©NASA, JPL-Caltech, Peter Rubin

Фосфин — ядовитый для людей газ, который на Земле производят некоторые анаэробные микробы. Поэтому он считается одним из возможных химических маркеров жизни и на других планетах. Менее года назад ученые сообщили, что фосфин присутствует в атмосфере Венеры. Находка привлекла такой большой интерес, что сразу несколько космических агентств и частных инвесторов заговорили о новых миссиях к нашей крайне негостеприимной соседке.

Вместе с тем точных данных о наблюдениях фосфина на Венере до сих пор недостаточно, и существуют определенные сомнения в их достоверности — как и в биогенной природе этого газа на соседней планете. Авторы новой статьи, опубликованной в журнале PNAS, связывают его появление с деятельностью местных вулканов.

Команда Джонатана Лунина (Jonathan Lunine) из Корнеллского университета предположила, что процесс начинается еще в мантии Венеры, где образуются небольшие количества фосфидов, бинарных соединений фосфора с другими элементами. В процессе вулканической деятельности они выбрасываются в атмосферу вместе с пеплом и поднимаются на достаточно большую высоту. Там фосфиды вступают в контакт с серной кислотой в форме аэрозольных частиц. Это ведет к образованию фосфинов.

«Фосфин еще ничего не говорит о биологии на Венере, — отметил Джонатан Лунин. — Он говорит о ее геологии. Научный анализ указывает, что активные вулканические процессы сохраняются на планете сегодня или, возможно, в недавнем прошлом». В самом деле, ключевой проблемой выстроенной учеными схемы остается вопрос о вулканизме Венеры. Множество свидетельств указывает на то, что он не затих до сих пор, хотя прямых наблюдений извержений на соседней планете с ее густой и вечно затянутой тучами атмосферой нет.

30 июля