Какие профессии востребованы сегодня?
07.12.2020
4 820

В метеоритах нашли ключевую молекулу, которая необходима для «постройки» органики

5.1

Японские и американские исследователи обнаружили в метеоритах пребиотическую органическую молекулу — гексаметилентетрамин. Это подтверждает теории и модели, согласно которым выявленная молекула может быть ключевой в образовании органических соединений в космосе.

Фрагмент одного из исследуемых метеоритов (Мерчисон) / ©www.eurekalert.org

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications. Химия жизни основана на органических соединениях — молекулах, содержащих углерод и водород, которые могут включать в то же время кислород, азот и другие элементы. Органические молекулы обычно ассоциируются с жизнью, но они могут быть созданы и не биологическими (пробиотическими) процессами, поэтому не обязательно служат индикаторами жизни.

Органические соединения в метеоритах находят давно, однако перед учеными стоит еще много загадок, посвященных химии жизни. Так, не вполне понятно, когда, где и как органические молекулы образовались абиотическим путем. Ключевой молекулой для решения этой проблемы можно назвать гексаметилентетрамин — полициклический амин.

Экспериментальные модели показали, что сочетание воды, аммиака и метанола при воздействии фотохимических и тепловых условий, которые обычны для внеземных сред, приводит к образованию ряда органических соединений. Самый распространенный из них — как раз гексаметилентетрамин. Ученые предполагали, что эта молекула должна содержаться в космическом льде, который богат метанолом. Несмотря на обширные экспериментальные и лабораторные исследования, которые показывали возможность производства гексаметилентетрамина во внеземной среде, фактического подтверждения его наличия там не было.

Специалисты из Университета Хоккайдо (Япония) и их коллеги из США заявили, что впервые подтвердили это на практике, обнаружив гексаметилентетрамин непосредственно в метеоритах, богатых углеродом. Ученые исследовали три углеродистых хондрита, применив к ним разработанный метод извлечения гексаметилентетрамина с минимальной деградацией, и выяснили, что молекула и ее производные присутствуют во всех трех образцах.