20.07.2020
7 961

Продемонстрирован возможный путь появления запасов воды и нефти на молодой Земле

6.3

Эксперименты показали, что запасы воды и нефти могли образоваться во время одного и того же небиологического процесса, происходившего на молодой Земле.

Органическое вещество межзвездной среды может быть источником воды и нефти / ©NASA, ESA, Hubble Heritage Team (STScI/AURA)

Происхождение воды на Земле остается во многом загадкой. Как правило, считается, что большую ее часть принесли кометы и метеориты, родившиеся во внешних областях Солнечной системы, за ее «снеговой линией», где температура достаточно низка, а летучие соединения способны кристаллизоваться. Древняя бомбардировка такими телами могла распылить воду и на Земле.

С другой стороны, окончательно эта картина еще не доказана, и рано сбрасывать со счетов другие механизмы: в частности, возможность образования молекул воды в пределах «снеговой линии» или даже непосредственно на планете. И там и там еще на ранних этапах жизни Солнечной системы присутствовала органика, и она вполне могла стать источником этой воды. К таким выводам пришли ученые из Университета Хоккайдо, статья которых опубликована в журнале Scientific Reports.

©Hokkaido University

Авторы провели лабораторные эксперименты, воспроизведя набор органических веществ, которые естественным путем образуются в межзвездной среде под действием радиации из воды, аммиака и оксидов углерода. Их поместили в условия постепенно растущих температуры и давления. Обнаружилось, что при температуре около 200 °С образцы разделялись на две фазы, а около 350 °С в них появились первые капельки воды, которые с дальнейшим нагреванием увеличивались. При 400 °С в дополнение к ним в образцах образовывались черные включения масляных веществ.

Спектральный анализ подтвердил, что прозрачные капли состоят практически из чистой воды, тогда как черные масляные близки по составу к нефти. «Это показывает, что источником воды на Земле может быть межзвездное вещество в пределах “снеговой линии”, — говорят японские ученые. — Более того, абиотическая модель формирования нефти, которую мы наблюдали, могло создать намного более богатые залежи, чем считалось прежде».