24.05.2023

Астрономы рассмотрели циклон на северном полюсе Урана

4.6

Радиотелескопы подтвердили существование мощного циклона на Уране. Таким образом, приполярные вихри обнаружены у всех планет Солнечной системы, которые обладают хотя бы слабой атмосферой.

Приполярные области Урана в разных диапазонах микроволн. Сам циклон виден как яркая точка в центре цветовых пятен / ©NASA, JPL-Caltech, VLA / Автор: Telestis Scaevinius

Ледяной гигант Уран окружает плотная атмосфера. В основном она состоит из водорода и гелия, хотя содержит и другие вещества, такие как метан и аммиак. Внешне Уран далеко не так впечатляет, как Юпитер или Сатурн: на нем не видно ни эффектных облачных полос, ни грандиозных бурь. Однако зонд Voyager 2, который пролетел мимо планеты в середине 1980-х, заметил, что верхушки метановых облаков у северного полюса вращаются быстрее самой планеты. Это позволило предположить, что там располагается мощный циклон.

Voyager 2 провел дополнительные наблюдения региона в инфракрасном диапазоне, но они не обнаружили характерных для циклона перепадов температуры. Подтвердить его существование удалось лишь теперь, используя данные наземных радиотелескопов VLA. Ученые рассмотрели данные, полученные между 2015 и 2022 годами, показав, что воздух непосредственно возле северного полюса Урана теплее и суше своего окружения, что служит надежным индикатором присутствия циклона. Статья Алекса Экинса (Alex Akins) и его коллег опубликована в журнале Geophysical Research Letters.

Уран оказался последним: теперь наличие полярных вихрей подтверждено у всех планет Солнечной системы, которые обладают хоть сколько-нибудь значительной атмосферой. Такие циркуляции возникают из-за разницы в нагреве поверхности у полюсов и на более умеренных широтах. Их обнаруживают и на каменистых мирах вроде нашего, и на газовых гигантах. Правда, в отличие от аналогичного вихря на Земле, эти циклоны на Уране и Сатурне остаются удивительно стабильны и практически не покидают полюсов.

«Такие наблюдения многое говорят о самом Уране. Это куда более динамичный мир, чем принято думать. Он не просто бледный голубой шар газа. Под его внешним покровом происходит немало интересного», — подчеркнул Алекс Экинс. В самом деле, в последние годы далекий ледяной гигант явно становится «модным». Отправить к нему новые космические миссии собираются и США, и Китай.