25.08.2023
2 584

Астрономы рассмотрели очередное Большое темное пятно на Нептуне

4.7

Темное пятно на Нептуне впервые удалось увидеть с Земли. Ученые выяснили, что такие ураганы находятся ниже верхних слоев атмосферы и могут быть связаны с сероводородом, поднятым с большой глубины.

Темное пятно NDS-2018 на снимке телескопа Hubble
Темное пятно NDS-2018 на снимке телескопа Hubble / © NASA, ESA, STScI, M.H. Wong, L.A. Sromovsky, P.M. Fry / Автор: Сергей Данилов

В 1989 году зонд Voyager 2 заметил на Нептуне масштабный ураган — Большое темное пятно, которое исчезло лишь через несколько лет. С тех пор космический телескоп Hubble не раз фиксировал появление подобных пятен на голубом фоне его атмосферы, хотя их природа остается в точности неизвестной. Недавно такие наблюдения впервые удалось провести с Земли, и они дают новые подсказки о причине появления пятен Нептуна. Об этом рассказывается в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

NDS-2018 — нынешнее пятно в атмосфере Нептуна — появилось в Северном полушарии планеты в 2018 году и достигло размеров более 5000 на 11 000 километров. По некоторым гипотезам, его темный оттенок связан с просветом в плотных и светлых метановых облаках, который возникает благодаря урагану, открывая находящиеся ниже более темные слои. Однако новая работа профессора Оксфордского университета Патрика Ирвина (Patrick Irwin) и его коллег опровергает эти предположения.

Справа — Нептун в «естественных» цветах. Левее показаны изображения, полученные MUSE на разных длинах волн. Темное пятно заметнее всего на 831 нанометре: такие волны способны проникать довольно глубоко в атмосферу газового гиганта / © ESO, P. Irwin et al.

Ученые использовали телескоп VLT, который работает в Южной европейской обсерватории (ESO) на высокогорье в Чили. Установленный на нем спектрометр MUSE позволил разложить отраженный Нептуном солнечный свет на составляющие. Излучение разной длины волны проникает в атмосферу на разную глубину, поэтому астрономам удалось определить высоту, на которой находится пятно. Оказалось, что оно связано с присутствием мелких, сравнительно темных частиц под верхними слоями нептунианской атмосферы.

Авторы исследования предположили, что так проявляет себя сероводород, который поднимает с глубины мощный антициклон. Оказавшись на некоторой высоте, он распадается под действием солнечного ультрафиолета и конденсируется, образуя скопление более темного, чем окружение, оттенка.

Любопытно, что в непосредственной близости от темного пятна телескоп VLT заметил небольшое, но яркое облако. Такие облака в атмосфере Нептуна связаны с конденсацией метана, однако обычно они появляются на куда большей высоте. Откуда оно взялось на глубине, пока не известно.