18.09.2022
18 916

Астрономы изучили остатки древних озер на Марсе

4.7

В далеком прошлом на соседней планете постоянно возникали и исчезали небольшие озера. Сегодня именно в их осадочных породах мы можем найти следы возможной марсианской жизни.

Так могло выглядеть соленое озеро на месте нынешнего кратера Гейла
Так могло выглядеть соленое озеро на месте нынешнего кратера Гейла / ©Kevin Gill / Автор: Pinaria Caprarius

Современный Марс — это холодная сухая пустыня. Но в далеком прошлом планета на планете имелось достаточно много воды, и работающие здесь аппараты находят остатки множества древних озер. Найдены уже сотни, но и это — лишь небольшая доля: геологический анализ показал, что на Марсе могут сохраняться тысячи пересохших водоемов. О поисках древних озер ученые пишут в новой статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

«Нам известно около 500 древних озер Марса, но почти все они набирают больше 100 кв. км, — объясняет один из авторов работы, Джозеф Михальски (Joseph Michalski) из Гонконгского университета. — На Земле 70 процентов озер намного меньше, и появляются в довольно холодной среде, при отступлении ледников. Заметить подобные озера на Марсе с помощью спутников намного сложнее, но они должны существовать. Похоже, что нам предстоит открыть еще около 70 процентов марсианских озер».

Михальски и его коллеги провели мета-анализ прошлых работ, посвященных останкам древних водоемов на Красной планете. Эти палеоозера существовали в разные периоды прошлого, однако большинство из них относятся к периоду 3,5-4 миллиардов лет назад, нойской эре в истории Марса. При этом каждое отдельное озеро существовало сравнительно недолго, на протяжении 10-100 тысяч лет. Это свидетельствует о том, что в ту эпоху планета была сравнительно холодной, но переживала небольшие периоды потепления и таяния льдов.

Также геологи замечают, что из-за слабой гравитации, а также сравнительно мелких размеров частиц марсианского грунта, в воде они оседали довольно медленно. Поэтому древние озера Марса, скорее всего, были очень мутными, а свет не мог проникать на глубину, чтобы обеспечивать фотосинтез. Если здесь и жили какие-то водоросли, им нужно было держаться у самой поверхности. Впрочем, даже при этом они могли получать энергии меньше, чем на Земле, ведь Марс находится дальше от Солнца, а несколько миллиардов лет назад звезда была более тусклой.

Но если на Марсе и существовала какая-то жизнь, то скорее всего, именно в этих водоемах. Осадочные породы должны сохранить более детальные свидетельства о климате того времени. Поэтому ученые считают их самыми интересными целями для будущих исследований космическими аппаратами. Такие работы могут раскрыть немало интересного и о прошлом нашей собственной планеты: в далеком Архее небольшие, часто пересыхающие водоемы могли сыграть важную роль в развитии жизни на Земле.