• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку

Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.

Нереализованный проект советской сверхтяжелой многоразовой ракеты-носителя «Энергия-2»

Многоразовая ракета-носитель Falcon 9 произвела фурор в ракетостроении. Снизив стоимость запусков, она открыла новую страницу в освоении космоса и доказала возможность создания подобных систем. Вследствие этого сегодня мы видим множество стартапов с аналогичными разработками. Однако еще в 1980-е годы в СССР существовал проект многоразовой ракеты.

«Энергия-2» общий вид / © Buran.ru
«Энергия-2» общий вид / © Buran.ru

В начале 1980-х годов началась разработка одной из самых передовых космических концепций — многоразовой транспортной системы «Энергия-2» (также известной как «Ураган»). Она задумывалась как двухступенчатая тяжелая ракета-носитель с полностью возвращаемыми элементами, что должно было сделать ее экономически более выгодной по сравнению с одноразовыми системами.

Конструкция и особенности

«Энергия-2» включала:

  • четыре боковых ускорителя первой ступени с керосиновыми двигателями. Они должны были либо приземляться с помощью парашютов, либо совершать посадку на аэродром подобно центральному блоку. После отделения они предполагались к повторному использованию;
  • вторую ступень в виде орбитального космолета, внешне напоминавшего «Буран», но с рядом отличий.
Боковая многоразовая ступень стала основой идеи проекта многоразового ускорителя (МРУ) «Байкал»,  первой ступени ракеты-носителя «Ангара». Разработан в ГКНПЦ им. Хруничева совместно с НПО «Молния» / © Buran.ru
Боковая многоразовая ступень стала основой идеи проекта многоразового ускорителя (МРУ) «Байкал»,  первой ступени ракеты-носителя «Ангара». Разработан в ГКНПЦ им. Хруничева совместно с НПО «Молния» / © Buran.ru

Космолет должен был оснащаться тремя маршевыми двигателями и системой коррекции орбиты, иметь размах крыльев около 26 метров и грузоподъемность до 40 тонн. Нижняя часть корпуса проектировалась с усиленной теплозащитой, рассчитанной на нагрев до 1500 °C при входе в атмосферу. После выполнения миссии космолет должен был автономно возвращаться на Землю, совершая посадку на обычный аэродром с укрепленной взлетно-посадочной полосой.

Вторая ступень – космолёт / © Buran.ru
Вторая ступень – космолёт / © Buran.ru

Некоторые идеи проекта перекликались с последующими разработками, включая многоразовый ускоритель (МРУ) «Байкал», созданный для ракеты-носителя «Ангара» в ГКНПЦ им. Хруничева совместно с НПО «Молния».

Судьба проекта

К концу 1980-х годов проект находился на стадии эскизных проработок, но с распадом СССР работы были свернуты. Несмотря на это, «Энергия-2» остается показателем того, что советская космонавтика стремилась к созданию многоразовых космических систем задолго до их реализации в других странах.

Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK

Комментарии

27 Комментариев
1 2
19.08.2025
-
-1
+
"До 40 тонн", мне встречалась цифра 35 тонн. При этом одноразовая Энергия поднимала 100 тонн. Сколько нужно запусков чтобы оправдать такое снижение ПН? Немало. И это всё на крайне напряжённых двигателях Глушко, которых там 4 штуки. А резервирования нет. Двигатель сломался - взрыв, потеря груза. А нужно отлетать раз 10, чтобы оправдать снижение ПН. Один взрыв, и вся экономика насмарку. Какой из этого может быть вывод? Неутешительный. Глушко мог делать только одноразовые ракеты, а из ужа ежа ты не получишь. Хорошо что ничего не сделали
tpov
18.08.2025
-
-3
+
Как хорошо что такой кусок металлолома не запустили и он не упал кому-то на голову. А может и падал, никто об этом вам не скажет)
Testvrg
18.08.2025
-
0
+
Есть что то похожее😏
Сергей
18.08.2025
-
1
+
Как генералы готовятся к прошедшей войне, так и здесь: многоразовая РН как Труба с крылышками. Поворотными, блин. Сейчас-то видно, что и эта конструкция, и фальконовская УЖЕ устарели. Сколько проектов бескрылых планирующих аппаратов, но инерция в головах заслуженных авторитетов космопроектирования не даёт им дороги. А сейчас так и вообще - думают об откатах, а не развитии.
tt
17.08.2025
-
0
+
Апхаха. Канеш, в СССР все было придумано, ага) реализовывать только не получалось. Но тогда понятно- "англичанка гадила", а сейчас? На тридцатом годе РФ. При Путине , единой России и повальном патриотизме😂
-
0
+
Полагаю,что возвращенный агрегат для дальнейшего использования просто экономически невыгоден.Это в нашей стране.У НАСА и Маска ситуация иная.Представляю себе отчет о возвращении первой ступени ,,Орешника". Эту ,,булочку" конструкторы СССР " съели " еще в 60-х.Одно дело рисовать картинки,другое- взглянуть с точки зрения народного хозяйства.
-
2
+
На том же Buran.ru написано что грузоподъемность с существующими двигателями 29тонн а с модернизированными 40тонн. Что экономический эффект достигается только при пуске более 4 ракет в год. Сторонники энергии-2 оценивали разработку в ~850миллионов рублей, тогда как противники в ~4.5миллиардов рублей указывая на то что стоимость разработки модернизации двигателей приписана была на другой проект энергия-буран. Вследствии этого руководство не дали зелёный свет проекту.
    Testvrg
    18.08.2025
    -
    2
    +
    Eternal, //Что экономический эффект достигается только при пуске более 4 ракет в год. // У нас Протоны в 90е-2000е летали по 20 в год. Отбилось бы😏
Alexf Last
17.08.2025
-
6
+
Комментаторы в очередной раз выискивают недостатки, докапываются до мелочей и т.п. Но если взглянуть на вопрос шире: в отечественной космонавтике есть потенциал для реализации этого и других проектов. Но большинство удачных идей и их реализаций приходится на время, увы, почившего СССР. Это не ностальгия, а просто анализ. Как сделать, чтобы идеи и сейчас фонтанировали, как когда-то? Допустим в экономике у нас есть некое преимущество перед СССР, но как быть с творчеством и стремлением к осуществлению мечты, что как раз таки было в прошлом? Да и есть ли она сейчас эта мечта? И в чем она?
    Alexf, насчет мечты вы правы - Роскосмосу остается только мечтать о суммах в районе 1% ВВП которые тратил на космос СССР. Впрочем и НАСА тоже о бюджетах времен Аполлонов и высадки на Луну. Так что снижение успехов вполне объяснимо.
    +
      ещё комментарии
      Иван, какое ещё "снижение успехов"?? Да успехи амеров перечислять устану! Роверы на Марсе, станции облетели все планеты солнечной системы, почти все спутники, сели на титан, астероиды, комету, телескоп размером с большой земной работает за 1.5млн км от земли и т.д.
        журавлёв, а неуспехи вы просто не замечаете. Меж тем повторить пилотируемую миссию на Луну у амеров не получается и все это видят. Кроме вас. Проблемы на всех этапах начиная от носителя и заканчивая скафандром. Телескоп к слову был тот еще долгострой (начат в 1996 г.) и неоднократный перенос сроков связан в том числе и с недостатком финансирования.
    Alexf, Про преимущество в экономике это было смешно. ;)
    nemoXX
    18.08.2025
    -
    1
    +
    Alexf, Вероятно, стоит обсуждать не мечты и надежды, а неприглядную реальность. А она проста: в обозримом будущем России будет не до космоса. Всё сведется к запуску военных спутников и пособию китайцам в освоении Луны, которое назовут "совместным". Но русские космонавты будут пассажирами на китайских кораблях и повлиять на освоение Луны не смогут в принципе. Говорить о "преимуществе перед СССР", сидя в его разграбленном и разваленном остатке в геополитическом тупике - не серьезно. Как сделать, чтобы подобная идея не фонтанировала? Может, нужно повторение сценария СССР-91 для отрезвления живущих иллюзиями?
-
3
+
Стремиться и создать - это разные вещи . Например - стремиться создать тяжелую лунную ракету и потом закопать ее по желанию левой ноги ведомственного идиота Глушко - это одна петрушка, а вот создать Falcon и итерационно приближаться к созданию надежной тяжелой системы - это Америка.
    Testvrg
    18.08.2025
    -
    2
    +
    Илья, если бы "лунная ракета" была технологически перспективна, то сейчас бы все страны мира (и мы) делали бы ракеты стежневой конструкции и с подвесными баками. Чего, как видите, не произошло😏 Ну и собственно "Н1" - 4 пуска, 4 взрыва. "Энергия" (от ведомственного идeoта) - 2 пуска, 2 удачи.
    +
      ещё комментарии
      -
      1
      +
      Testvrg, а что вы хотите от сырой конструкции? У Хаски тоже Фальконы хлопали по началу и тоже штук от 5 пошло в утиль . Глушко же был идиотом всегда, стоит того же Б.Е Чертока "Ракеты и люди " почитать или статью уважаемого Александра кой на сием ресурсе тоже обретается. Валентин Петрович , при всем его огромном таланте конструктора - двигателиста, экономистом увы был никаким, а вот падлой он был первостатейной всегда и благодаря своему непомерно раздутому эго запорол последуюшие запуски Н- 1 ,тогда , когда уже все 38 моторов начали на стенде нормально функционировать. Н-1 по тонно- килограмму была выгоднее , чем эти ваши "Бура́ны" и стартовый стол нужен был подешевше..
        1 2
        19.08.2025
        -
        0
        +
        Всё так и есть. И до сих пор "глушковская школа" мелочно душит любые альтернативные разработки. Взять те же двигатели с дожиганием восстановительного газа (ДВГГ), которые намного безопаснее чем на кислом газе, не горят. Энергомаш сам не умеет, и другим не даёт сделать
"стремилась к созданию многоразовых космических систем задолго до их реализации в других странах." - и, стоит отметить, после практической реализации проекта "Спейс Шаттл", если уж говорить про задолго или незадолго. "и грузоподъемность до 40 тонн." - каким образом систему грузоподъемностью 40 тонн полезной нагрузки вы относите к сверхтяжёлым? Такая грузоподъёмность противоречит заголовку вашей новости. Или в заголовке категория "сверхтяжёлая" использована неправомерно. 40 тонн полезной нагрузки - это не сверхтяжёлые системы. А в тексте вы называете эту ракету уже тяжёлой. Но тяжёлая и сверхтяжёлая - это не синонимы, чтобы их произвольно замещать.
    Николай, Спейс Шаттл не был полностью многоразовым. Бак сбрасывался да и двигатели практически заново собирались. Собственно, стоимость запуска недвусмысленно на это намекает. Кстати, Фалкон 9 тоже не полностью многоразовая. Таким образом получается, что Энергия 2 таки действительно стремление к полной сногоразовости так и не достигнутой до сих пор никем в мире.
    +
      ещё комментарии
      Сергей, стремление к делу не пришьешь. Вот если бы достигла тогда бурные аплодисменты переходящие в овации.
        Иван, немного напоминает уход от темы практикуемый немогликами, "пусть слетают на Луну ещё раз тогда поверим" ;) В статье обсуждается именно проект и его оригинальность для своего времени, а не промежуточные достижения космической гонки. А то ведь и Spase Shuttle можно назвать провальным проектом, судя по оценкам специалистов экономическая эффективность не могла быть достигнута даже при условии предполагавшихся 30 запусков в год, человеческие жертвы и т.д. и т.п. Из действительно уникальных достижений - обслуживание телескопа Hubble и разведывательных спутников.
          Сергей, ну давайте сейчас побежим сравнивать концепты оставшиеся лишь на бумаге и реализованные проекты. Да еще и по экономической эффективности 🙄
            Иван, а что тут сравнивать? Существует только один проект сколько ни будь похожий - Starship, надеюсь доживём до реализации. У Энергии 2 уже были двигатели. Возможно к концу 90х уже и летала бы, но увы. И согласитесь, проблема была не в концепте. Spase Shuttle мог быть примерно таким, там даже орбитальные буксиры задумывались, но его урезали ещё до начала проектирования.
Предстоящие мероприятия
4 октября, 14:06
Адель Романова

По общепринятой и незыблемой до сих пор версии, Уран и Нептун — ледяные гиганты: основную часть их массы составляют летучие вещества в особом состоянии «горячих льдов». Теперь у планетологов появилась альтернативная гипотеза: они подозревают, что никаких «горячих льдов» внутри них может не быть, а вместо этого есть крупные каменные ядра, окруженные легкой газовой оболочкой.

3 октября, 12:40
Александр Березин

Доставку астронавтов на Луну быстрее китайцев предложили возложить не на SpaceX с 500 запусками на земную орбиту в портфолио, а на другую компанию. Общее число ее орбитальных запусков за четверть века существования — один.

3 октября, 08:13
Адель Романова

Много лет считалось, что облака Венеры в основном состоят из серной кислоты и воды в них присутствует ничтожно мало. Такая картина сложилась во многом на основе данных зонда «Пионер-Венера», который пролетел через атмосферу планеты в 1978 году. Теперь выясняется, что эти данные были неверно интерпретированы.

29 сентября, 15:09
Адель Романова

Обычно выбрасываемое кометой вещество придает ей заметное ускорение. Как выяснилось, с третьим известным науке межзвездным объектом 3I/ATLAS этого практически не происходит, хотя у него есть и кома, и хвост. Астрофизики сейчас пытаются найти этому объяснение.

30 сентября, 13:22
Адель Романова

Если гипотетическая внеземная цивилизация живет возле очень старой и потому очень горячей звезды, она могла бы спасти свою планету от перегрева с помощью защитной астроинженерной конструкции. Астрофизики рассказали, как ее можно будет обнаружить с помощью новой обсерватории.

3 октября, 12:40
Александр Березин

Доставку астронавтов на Луну быстрее китайцев предложили возложить не на SpaceX с 500 запусками на земную орбиту в портфолио, а на другую компанию. Общее число ее орбитальных запусков за четверть века существования — один.

20 сентября, 08:52
Александр Березин

Посадка, включая выгорание куска степи, прошла штатно, но часть грызунов на борту погибли. Правда, погубила их не повышенная космическая радиация полярной орбиты, влияние которой на млекопитающих планировали выявить в миссии, а более банальные причины.

12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

9 сентября, 11:03
Адель Романова

Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.

[miniorange_social_login]
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно