03.05.2023
1 815

Инопланетяне могут использовать сигналы мобильной связи, чтобы картографировать Землю

5.7

Часть сигналов, которые излучают базовые станции, достигает соседних звезд. По мере вращения планеты их мощность меняется, позволяя оценить распределение сетей сотовой связи и выяснить плотность населения в разных регионах планеты.

Базовая станция сотовой сети
Базовая станция сотовой сети / ©Ervins Strauhmanis, Flickr / Автор: Дмитрий Жуков

Мобильная связь использует сеть базовых станций. Сегодня она покрывает немалую часть поверхности суши, особенно плотно — в густонаселенных регионах. Эти антенны непрерывно отправляют сигналы в диапазоне коротких радиоволн. Часть их излучения оказывается в космосе, и при наличии достаточно чувствительных радиотелескопов его можно зарегистрировать с соседних звезд. Такую возможность рассмотрели авторы новой статьи, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Рамиро Саиде (Ramiro Saide) и его коллеги отметили, что каждая базовая станция испускает сигнал мощностью 100-200 ватт и совокупная энергия, которую они излучают в космос, уступает лишь военным радарам. Однако диаграмма направленности антенн мобильной связи расходится в основном горизонтально в стороны, а не вверх. Поэтому для наблюдателя в космосе такой источник будет лучше видим в те периоды, когда оказывается возле края диска вращающейся планеты.

Моделирование показало, как может выглядеть радиосигнал сети мобильной связи для наблюдателя у звезды HD 95735. По мере вращения планеты на горизонте появляются и становятся «видимыми» разные регионы Северного полушария / ©Saide et al., 2023

Ученые продемонстрировали, что при использовании больших радиотелескопов-интерферометров, таких как будущий Event Horizon Telescope, сигналы сети мобильной связи можно различить с близких звезд, включая альфу Центавра (около четырех световых лет от Солнца), звезду Барнарда (шесть световых лет) и HD 95735 (восемь). Первая из них находится ближе других, но остается со стороны Южного полушария Земли, где базовых станций значительно меньше. Зато с двух других звезд можно рассмотреть мобильные сигналы Северного полушария нашей планеты.

Трудно представить, чтобы полученный на таком расстоянии сигнал, слабый и зашумленный, позволил кому-то подслушать разговоры землян. Однако его профиль должен меняться по мере вращения планеты, когда на горизонте появляются базовые станции разных стран и регионов. Теоретически этого достаточно, чтобы оценить распределение мобильных сетей на соответствующем полушарии. Исходя из этих данных, можно определить положение морей и суши, плотность населения — и даже проследить, как оно меняется на протяжении лет.