16 089

Загадочную «девятую планету» предложили искать через ее спутники

5.4

По некоторым предположениям, на периферии Солнечной системы скрывается еще одна массивная планета, однако найти ее никак не удается. Новые расчеты показывают, что выдать присутствие таинственной планеты могут ее спутники.

©Tom Ruen / Автор: Наталья Федосеева

Существуют гипотезы, что Солнечная система не ограничивается восемью известными планетами, и далеко на ее периферии скрывается девятая, пока неизвестная. На ее присутствие косвенно указывают некоторые аномалии в движении небольших объектов пояса Койпера. Расчеты показывают, что они могут быть вызваны притяжением тела массой от пяти до десяти масс Земли, которое движется по сильно вытянутой орбите радиусом в 400-800 раз больше земной орбиты.

Вместе с тем найти «девятую планету» не удается даже с помощью самых чувствительных телескопов. Возможно, это связано с большим расстоянием до нее, с неудобством наблюдений и просто с тем, что у нее темная поверхность. По некоторым предложениям, это может быть даже не планета, а черная дыра, заметить которую особенно сложно из-за отсутствия излучения и миниатюрных размеров.

Однако и в этом случае можно найти способ «увидеть» ее. С таким предложением выступил астрофизик из Гонконга Мань Хо Чань (Man Ho Chan). Его статья принята к публикации в The Astrophysical Journal и пока доступна в онлайн-библиотеке препринтов arXiv.org. По расчетам Мань Хо Чаня, доказать существование неуловимой планеты — даже если это черная дыра — могут спутники.

Ее орбита проходит между поясом Койпера и облаком Оорта, в области рассеянного диска, где расположено множество мелких каменистых и ледяных тел. Поэтому вероятность захвата подобных объектов велика. По расчетам Мань Хо Чаня, тело с массой гипотетической девятой планеты должно захватить около 20 спутников диаметром больше 140 километров.

При этом приливные силы, возникающие при движении в гравитационном поле планеты, способны существенно разогревать эти спутники, делая их заметными для наших инструментов. Таким образом, даже если сама гипотетическая планета останется неуловимой для наблюдений, спутники выдадут ее присутствие.

Применив радиоактивный углерод, оставшийся от взрывов ядерных бомб прошлого, исследователи обнаружили, что биопродуктивность земной растительности, поглощающей этот углерод, заметно выше, чем считалось ранее. В то же время, она, похоже, связывает углерод на сравнительно небольшое время, поэтому надежды остановить потепление посадкой лесов становятся все призрачнее.