16.04.2021
2 431

Выяснилось, что гипотетическая девятая планета может иметь эллиптическую орбиту

3.9

Создатели гипотезы о «планете X» считают, что девятая планета может иметь сильно вытянутую эллиптическую орбиту.

Выяснилось, что гипотетическая девятая планета может иметь эллиптическую орбиту / ©Getty images

Работа опубликована в базе препринтов arXiv. Интерес к существованию девятой планеты Солнечной системы возник в 2016 году, когда ученые из Калифорнийского технологического института опубликовали статью в The Astronomical Journal о доказательствах ее существования. Впоследствии многие другие астрофизики засомневались в ее наличии, а некоторые даже высказывали идеи, что девятая планета — не что иное, как миниатюрная черная дыра. Гипотеза ее существования противоречива, но интерес к «планете X» не ослабевает.

И авторы гипотезы, Константин Батыгин и Майкл Браун, похоже, не собираются сдаваться. Пересмотрев свои же данные, они пришли к выводу, что получили несколько неверных сведений. Все это выяснили на основе компьютерного моделирования. И оно предполагает, что любой объект, который движется дальше 10 тысяч астрономических единиц от Солнца, теряется в космосе. Однако на заре появления Солнечной системы наша главная звезда не была изолирована от других объектов, как сегодня, а появилась в звезднопылевом облаке, в котором, вероятно, были и другие, более мелкие звезды.

В таких условиях молодая Солнечная система, скорее всего, сформировала бы внутреннюю часть Облака Оорта, состоящую из ледяных тел, находящихся от двух до ста тысяч астрономических единиц от звезды. Образование планет-гигантов, таких как Юпитер и Сатурн, выбросило бы эти обломки в межзвездное пространство, но гравитационные возмущения других звезд, «толкнули» бы их обратно к Солнечной системе.

Симуляции ученых из Калифорнийского технологического института показали, что в этой внутренней части Облака Оорта до сих пор происходят какие-то процессы. Согласно моделированию, кластеризация объектов Облака Оорта может быть слабее, чем кластеризация объектов, поступающих из пояса Койпера. Существование девятой планеты в этом случае объяснило бы эти процессы. Расчеты ученых показали, что если такая планета есть, то она может иметь очень вытянутую эллиптическую орбиту. Возможно, поэтому ее наличие сложно зафиксировать.