07.07.2021
4 680

Астрономы обнаружили свободнолетающие планеты близ центра Млечного Пути

5.3

Используя старые данные телескопа Kepler, ученые идентифицировали четыре далекие планеты-сироты, потерявшие связь со своими звездами и одиноко летящие в окрестностях центрального балджа нашей Галактики.

Космический телескоп Kepler — охотник за далекими экзопланетами — завершил свою непростую миссию в 2018 году. Однако астрономы до сих пор продолжают анализировать собранные им данные. Благодаря Kepler обнаружили больше 2000 далеких планет, и немало указанных с его помощью кандидатов ожидают подтверждения. Недавно этот список пополнился еще четырьмя планетами-сиротами в районе центра Млечного Пути. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Планеты-сироты выброшены из материнской системы под влиянием гравитации массивных соседей и совершают более или менее свободный полет в межзвездном пространстве. Предполагается, что такое некогда произошло и в Солнечной системе, да и вообще подобные объекты чрезвычайно распространены в нашей Галактике, хотя оценки их количества разнятся на порядки.

Обнаружить темную планету-сироту особенно сложно: для этого необходимо заметить момент ее случайного прохождения на фоне более далеких звезд и зафиксировать гравитационное микролинзирование их излучения — искажение притяжением невидимого напрямую объекта. В поисках таких сигналов международная команда астрономов во главе с Иэном Макдональдом (Iain McDonald) из Манчестерского университета обратилась к данным миссии Kepler K2.

С весны до лета 2016 года телескоп время от времени наблюдал многочисленные звезды в районе балджа Млечного Пути — центрального «вздутия», — поэтому ученые решили, что у него было достаточно шансов запечатлеть события микролинзирования. Анализ данных Kepler обнаружил более 20 таких сигналов, четыре из которых авторы связали с небольшими — не крупнее Земли — планетами-сиротами. Это свидетельствует, что такие объекты действительно широко распространены.

В отличие от тел, вращающихся вокруг звезд по регулярной орбите, повторить подобное наблюдение для свободнолетящих планет вряд ли возможно, поэтому они навсегда остаются в ранге «кандидатов». Нельзя уточнить и условия на них. Скорее всего, эти миры представляют собой ледяные безжизненные пустыни, хотя, по некоторым данным, даже планеты-сироты могут подогреваться собственными недрами до вполне приемлемых температур.