23.12.2021
14 191

В далеком молекулярном облаке нашли десятки планет, потерявших свои материнские звезды

5.2

Астрономы заметили многочисленную группу планет-сирот: в облаке Ро Змееносца нашли 170 кандидатов в такие одинокие миры.

Планета-сирота в облаке Ро Змееносца: взгляд художника
Планета-сирота в облаке Ро Змееносца: взгляд художника / © M. Kornmesser, ESO

Планеты рождаются поблизости от молодых звезд из окружающего их газопылевого облака: как правило, там они и остаются. Однако изредка тот или иной катаклизм может выбросить планету из родной системы и отправить в бесконечное одинокое путешествие по галактике. Предполагается, что нечто подобное произошло когда-то в Солнечной системе, потерявшей одну из своих планет. Всего же в Млечном Пути должны быть миллиарды «планет-сирот», хотя заметить их крайне непросто, ведь они больше не освещаются и не согреваются светом материнской звезды.

Однако недавно астрономам удалось заметить многочисленную группу свободнолетящих планет в молекулярном облаке Ро Змееносца — гигантской темной туманности в 420 световых годах от нас, где идет активное звездообразование. По оценкам ученых, одних только планет-сирот размерами с Юпитер и более там насчитывается от 70 до 170 штук. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

Авторы работы проанализировали данные более чем 20 лет наблюдений, проведенных рядом наземных телескопов (VLT, VST и другими), а также космической обсерваторией Gaia. «Мы измерили слабые движения, цвета и светимости десятков миллионов источников на обширном участке неба, — рассказывает Нурия Мире-Роиг (Núria Miret-Roig). — Данные позволили идентифицировать самые тусклые объекты в этой области, “планеты-сироты”».

В общей сложности удалось определить около 170 кандидатов, из которых не менее 70 должны быть свободнолетящими планетами. Точнее сказать пока невозможно, поскольку массы кандидатов не определяли: ученые ориентировались лишь на яркость остаточного излучения объекта. А она связана не только с его размерами, но и с возрастом: схожий сигнал можно получить и от молодой небольшой планеты-сироты, и от старого тяжелого коричневого карлика, относящегося к совершенно другому типу небесных тел.