4 млрд лет назад Юпитер выбросил из Солнечной системы другую крупную планету — Naked Science
05.11.2015

4 млрд лет назад Юпитер выбросил из Солнечной системы другую крупную планету

Идея о том, что у нас некогда был пятый гигант – в дополнение к нынешним Юпитеру, Сатурну, Урану и Нептуну, – громко прозвучала еще в 2011 году. Во всяком случае именно с ней моделирование эволюции Солнечной системы позволило достаточно точно прийти к орбитам Марса и Земли.

549309main_pia14093-43_1600-1200

Скорее всего, небесное тело выбросила случайная игра гравитации, влияние очень крупного соседа – Сатурна или Юпитера. Однако кого именно из газовых гигантов винить в изгнании целой планеты, было неясным. Новая работа астрофизиков из Университета Торонто указывает на Юпитер.

Исчезнувшая планета, предполагают исследователи, относилась к тому же классу, что и Нептун с Ураном. Она была ледяным гигантом, не столь крупным, как газовые гиганты Юпитер и Сатурн, но гораздо более плотным – и более массивным. Как же один из них сумел, вступив в гравитационную схватку, победить эту планету и, преодолев ее мощнейшее притяжение к Солнцу, выбросить ее прочь?

Как правило, такое происходит при близком схождении массивных планет. В процессе они разгоняют друг друга, и одна из них выбрасывается из системы, становясь вечной одинокой сиротой, скиталицей в пустынных межзвездных просторах галактики. Так мог «сработать» и Юпитер, сходясь с Солнцем из более отдаленных областей Солнечной системы.

Канадские астрономы рассмотрели, какое влияние этот процесс мог бы оказать на спутники Юпитера и Сатурна – Каллисто и Япет. Компьютерное моделирование показало, что именно такие процессы, увенчавшиеся изгнанием целой планеты, около 4 млрд лет назад могли привести один из этих спутников на ту орбиту, на которой он находится и сегодня.

«Юпитер мог выбросить пятую гигантскую планету, получив при этом луну с орбитой как у Каллисто, – говорит один из авторов работы Риан Клотье (Ryan Cloutier). – При этом для Сатурна такое невозможно: иначе Япет имел бы траекторию слишком возмущенную, которая никак не могла бы стать тем, чем стала сегодня».

Стоит заметить, что все это еще вовсе не означает, будто подобное схождение Юпитера с ледяным гигантом, завершившееся его выбросом из Солнечной системы, действительно произошло. Пока это – лишь косвенные улики, полученные чисто теоретическим путем. По большому счету, даже само наличие у нас пятой планеты-гиганта не более чем гипотеза. Но от этого картина одинокой, изгнанной из нашего звездного дома планеты-сироты, до сих пор мчащейся где-то в мертвых пространствах Млечного Пути, не становится менее завораживающей.