Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Улицы Помпей рассказали, как город приспосабливался к римскому владычеству
Помпеи стали римской колонией лишь за 160 лет до извержения Везувия. Каменные плиты, пережившие катастрофу, хранят следы повозок, дождевых потоков, отпечатки ног. Каждая колея — словно страница дневника, рассказывающая о том, как жили Помпеи. Американский археолог изучил улицы города и узнал, как местные жители изменили свою жизнь после полной установки римской власти.
Помпеи — один из символов Римской империи, но так было не всегда. В течение нескольких столетий городом управляли самниты (представители италийской народности), чья культура и политика сильно отличались от римских. Самниты контролировали плодородные земли у подножия Везувия, торговали с греческими колониями и строили здания в своем стиле.
Даже после завоевания римским полководцем Суллой в 89 году до нашей эры, когда город полностью перешел под власть Рима, Помпеи сохраняли самнитскую идентичность: местные элиты продолжали использовать родной язык, а ремесленники — традиционные методы. Эта идентичность сохранялась вплоть до извержения Везувия в 79 году.
Римляне превратили город в колонию (Colonia Cornelia Veneria Pompeianorum), переселили ветеранов легионов и перестроили инфраструктуру. Следы самнитского прошлого оставались: например, храм Исиды сохранил элементы доримской архитектуры, а в домах знати находят фрески с самнитскими мотивами.
Жизнь города сильно преобразилась. Главное изменение коснулось экономики: вместо локальной торговли Помпеи стали связующим звеном между Римом и морскими путями Средиземноморья.
Американский археолог Дэвид Пикер-Килле (David Picker-Kille) из Государственного университета Флориды изучил пережившие извержения Везувия каменные плиты улиц Помпей, чтобы понять, как изменилась жизнь в городе после прихода Рима. Ученый проанализировал более сотни каменных плит на улицах и заметил, что глубина и форма колеи от повозок различаются в северной и южной частях Помпей.
У самнитов и римлян существовали немного разные системы измерения. Важно, что эти различия достаточно существенны, чтобы ученые могли определить, какие колеи на улицах Помпей оставили телеги самнитского типа, а какие — римского.
У северных ворот, обращенных к Везувию, колеи соответствовали самнитской системе мер, то есть отличались от римских стандартов, были уже. Такие повозки перевозили урожай с полей у вулкана. Археолог обнаружил, что улицы здесь чаще ремонтировали в первые десятилетия после римского завоевания — вероятно, из-за активного движения грузовых телег.

У южных ворот, ведущих к реке Сарно, колеи были шире. Это римский стандарт, связанный с торговыми маршрутами. Анализ слоев лавы и пепла показал, что активное движение там началось лишь незадолго до извержения Везувия. Пикер-Килле связал это с портом на Сарно, через который товары из Помпей попадали на корабли, направлявшиеся в Рим.
В совокупности это позволяет предположить, что движение в Помпеях изменилось: повозки самнитского типа въезжали (выезжали) в северные ворота, а повозки римского типа — в южные.
«Мы видим, что изменение схемы движения затронуло различные виды транспорта, используемых в разных районах города», — пояснил Пикер-Килле.
Американский археолог предположил, что под властью самнитов жители Помпей занимались сельским хозяйством на плодородных землях вокруг Везувия, к северу от города. После прихода римлян земледельцы, вероятно, предпочли южную часть города. Это позволяло быть ближе к реке Сарно, где, как предполагают археологи, располагался порт, который «встроили» в морскую торговую сеть империи. Иными словами, после установки римской власти большинство грузов из Помпей стало идти именно через южные ворота.
По мнению ученого, римляне не просто перестроили дороги — они изменили логистику. Грузы с юга было проще доставлять к реке. Кроме того, Пикер-Килле считает, что изменение схемы движения транспорта могло вынудить местных торговцев реорганизовать свой «бизнес», чтобы начать обслуживать обширные торговые сети Рима.
Исследование американского археолога вносит некоторые коррективы в понимание уклада жизни римской колонии. Среди прочего автор статьи показал, что после установки римской власти происходила постепенная адаптация жителей Помпей: местным элитам не навязывали «план действий» сверху — скорее всего, они сами выбрали для себя более выгодные пути сотрудничества.
Научная работа Пикера-Килле опубликована в Journal of Archaeological Science.
Сегодня проблема рационального использования ресурсов в логистике становится ключевой, а значит, в транспортных системах приходится переосмысливать саму логику перевозок. Исследование белорусских инженеров из компании UST Inc. показывает, что недостаточно простого перехода на электротягу или возобновляемые источники энергии — важно уменьшить энергозатраты транспорта на единицу выполненной работы, то есть повысить удельную энергоэффективность. Подобный подход реализуется в транспортно-инфраструктурных комплексах uST.
В Передовой инженерной школе КНИТУ-КАИ (ПИШ КАИ) действуют временные научные коллективы (ВНК), работающие над реальными инженерными задачами. Одним из наиболее ярких результатов стала работа ВНК-4, созданного для развития технологий в области легких авиационных систем. Проект реализуется под руководством Никиты Сёмина, который также возглавляет специальное образовательное пространство (СОП) ПИШ КАИ «Авиамоделирование».
Заведующий отделом ядерной планетологии Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов написал статью о необходимости воздерживаться от пилотируемых полетов на Марс. Вместо этого он предложил изучать Луну. Но часть причин, которыми Митрофанов мотивировал такой «лунный уклон», расходится с последними научными теориями о природе земного спутника.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Долгое время ученые полагали, что сотни гигантских статуй на острове Пасхи создали представители местной общины под руководством одного вождя. Однако авторы нового исследования поставили эту гипотезу под сомнение. Детальная трехмерная карта главного каменного карьера острова указала на более сложную картину. Вероятно, монументы были плодом творчества и соперничества небольших независимых групп.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно

Последние комментарии