• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
18 февраля
Игорь Байдов
2
18 048

Улицы Помпей рассказали, как город приспосабливался к римскому владычеству

3.9

Помпеи стали римской колонией лишь за 160 лет до извержения Везувия. Каменные плиты, пережившие катастрофу, хранят следы повозок, дождевых потоков, отпечатки ног. Каждая колея — словно страница дневника, рассказывающая о том, как жили Помпеи. Американский археолог изучил улицы города и узнал, как местные жители изменили свою жизнь после полной установки римской власти.

дорога в Помпеях
Американский археолог Дэвид Пикер-Килле изучил пережившие извержения Везувия каменные плиты улиц Помпей, чтобы понять, как изменилась жизнь в городе после прихода Рима / © Shutterstock, imagoDens

Помпеи — один из символов Римской империи, но так было не всегда. В течение нескольких столетий городом управляли самниты (представители италийской народности), чья культура и политика сильно отличались от римских. Самниты контролировали плодородные земли у подножия Везувия, торговали с греческими колониями и строили здания в своем стиле.

Даже после завоевания римским полководцем Суллой в 89 году до нашей эры, когда город полностью перешел под власть Рима, Помпеи сохраняли самнитскую идентичность: местные элиты продолжали использовать родной язык, а ремесленники — традиционные методы. Эта идентичность сохранялась вплоть до извержения Везувия в 79 году.

Римляне превратили город в колонию (Colonia Cornelia Veneria Pompeianorum), переселили ветеранов легионов и перестроили инфраструктуру. Следы самнитского прошлого оставались: например, храм Исиды сохранил элементы доримской архитектуры, а в домах знати находят фрески с самнитскими мотивами.

Жизнь города сильно преобразилась. Главное изменение коснулось экономики: вместо локальной торговли Помпеи стали связующим звеном между Римом и морскими путями Средиземноморья. 

Американский археолог Дэвид Пикер-Килле (David Picker-Kille) из Государственного университета Флориды изучил пережившие извержения Везувия каменные плиты улиц Помпей, чтобы понять, как изменилась жизнь в городе после прихода Рима. Ученый проанализировал более сотни каменных плит на улицах и заметил, что глубина и форма колеи от повозок различаются в северной и южной частях Помпей.  

У самнитов и римлян существовали немного разные системы измерения. Важно, что эти различия достаточно существенны, чтобы ученые могли определить, какие колеи на улицах Помпей оставили телеги самнитского типа, а какие — римского.

У северных ворот, обращенных к Везувию, колеи соответствовали самнитской системе мер, то есть отличались от римских стандартов, были уже. Такие повозки перевозили урожай с полей у вулкана. Археолог обнаружил, что улицы здесь чаще ремонтировали в первые десятилетия после римского завоевания — вероятно, из-за активного движения грузовых телег.

дорога в Помпеях
Сохранившаяся колея на одной из улиц Помпей / © Shutterstock, imagoDens

У южных ворот, ведущих к реке Сарно, колеи были шире. Это римский стандарт, связанный с торговыми маршрутами. Анализ слоев лавы и пепла показал, что активное движение там началось лишь незадолго до извержения Везувия. Пикер-Килле связал это с портом на Сарно, через который товары из Помпей попадали на корабли, направлявшиеся в Рим.  

В совокупности это позволяет предположить, что движение в Помпеях изменилось: повозки самнитского типа въезжали (выезжали) в северные ворота, а повозки римского типа — в южные. 

«Мы видим, что изменение схемы движения затронуло различные виды транспорта, используемых в разных районах города», — пояснил Пикер-Килле.

Американский археолог предположил, что под властью самнитов жители Помпей занимались сельским хозяйством на плодородных землях вокруг Везувия, к северу от города. После прихода римлян земледельцы, вероятно, предпочли южную часть города. Это позволяло быть ближе к реке Сарно, где, как предполагают археологи, располагался порт, который «‎встроили» в морскую торговую сеть империи. Иными словами, после установки римской власти большинство грузов из Помпей стало идти именно через южные ворота.

По мнению ученого, римляне не просто перестроили дороги — они изменили логистику. Грузы с юга было проще доставлять к реке. Кроме того, Пикер-Килле считает, что изменение схемы движения транспорта могло вынудить местных торговцев реорганизовать свой «‎бизнес», чтобы начать обслуживать обширные торговые сети Рима.

Исследование американского археолога вносит некоторые коррективы в понимание уклада жизни римской колонии. Среди прочего автор статьи показал, что после установки римской власти происходила постепенная адаптация жителей Помпей: местным элитам не навязывали «‎план действий» сверху — скорее всего, они сами выбрали для себя более выгодные пути сотрудничества.

Научная работа Пикера-Килле опубликована в Journal of Archaeological Science.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 09:31
Илья

Биофизики выявили общие закономерности в коллективном движении клеток, которые сохраняются у бактерий, животных и человека. Клетки демонстрируют скрытую симметрию, известную как конформная инвариантность, в своих вихревых узорах. Это открытие указывает на существование универсальных физических принципов, управляющих живой материей.

Вчера, 17:39
Денис Яковлев

Умеренная освещенность спальни за 20 минут перед пробуждением хорошо сказывается на качестве сна. В свою очередь, спать в полной темноте ученые из Японии не рекомендуют: почувствовать себя бодрым будет сложнее.

Вчера, 14:08
Березин Александр

Крупная пустыня Тар в XXI веке показала рост площади листвы на 38%. До сих пор ученые не понимали, какие именно события к этому привели. Индийские исследователи попробовали ответить на этот вопрос, но вряд ли он устроит всех их коллег.

9 апреля
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании Unitsky String Technologies Inc. разработали несколько вариантов транспортно-инфраструктурных комплексов, способных значительно улучшить пассажирское сообщение в городах, расположенных по обеим берегам крупных водных артерий. Обычно такие мегаполисы сталкиваются с необходимостью строительства дорогих капитальных сооружений — шоссейных мостов, что не всегда подъемно для городского бюджета. Решение белорусских инженеров куда менее ресурсоемкое. Для примера возьмем Ростов-на-Дону, где есть запрос на устойчивое сообщение между левобережной частью города с историческим центром.

9 апреля
Березин Александр

Астроном Дэвид Киппинг использовал данные по последнему общему предку всего живого, чтобы сделать неожиданный вывод: жизнь возникла на нашей планете очень рано и самостоятельно, а не была занесена извне. Если это так, то ее возникновение должно быть достаточно частым событием. По крайней мере, на экзопланетах, по параметрам близким к Земле.

Вчера, 09:31
Илья

Биофизики выявили общие закономерности в коллективном движении клеток, которые сохраняются у бактерий, животных и человека. Клетки демонстрируют скрытую симметрию, известную как конформная инвариантность, в своих вихревых узорах. Это открытие указывает на существование универсальных физических принципов, управляющих живой материей.

8 апреля
Березин Александр

До 13 тысяч лет назад в Северной Америке жил вид, который ученые до недавнего времени считали волком. Компания Colossal Biosciences объявила о возрождении этого вымершего вида, но биологические детали ставят ее заявление под серьезное сомнение.

18 марта
Илья

Масштабный анализ геномов показал, что вид Homo sapiens возник в результате смешения двух древних популяций. Они разделились полтора миллиона лет назад, а затем воссоединились до расселения по миру.

2 апреля
Березин Александр

Известный американский отраслевой обозреватель Эрик Бергер взял интервью у экипажа космического корабля Boeing, из-за технических проблем которого два астронавта задержались на орбите на девять месяцев вместо одной недели. Детали, которые они озвучили, указывают на серьезные проблемы Starliner, о которых ранее умалчивали. Люди провели немало времени при глубоко нештатной температуре. При слегка другом сценарии миссии экипаж корабля мог погибнуть. Официальные заявления NASA и Boeing сразу после июньского полета к МКС, судя по интервью, были заведомо неправдивыми.

[miniorange_social_login]

Комментарии

2 Комментария
-
0
+
Здравствуйте. Извините, что пишу здесь, но больше негде. Прошу Вас о помощи, помогите, пожалуйста... Сейчас ищу любую работу, но пока ничего не находится. Готов на любую подрабoтку, а сейчас дома есть абсолютно нечего. :-( От голода почти теряю сознаниe. Одолжить просто не у кого. Одoлжите, пожалуйста, на еду рублей 100-200. Хоть на булку хлеба, хоть на килограмм картошки. Eсли оставите контакты, тo я готов вернуть с первой зарплаты (переведу на карту или номер телефона). В этом случае оставьте свои контакты в личном сообщении. Я верну 100%! Пополнитe, пожaлуйстa, номeр тeлeфонa нa любую сумму: 8 (952) 133-65-10 (по СБП или баланс номера телефона у оператора) Заранее Вам большое человеческое спасибо.
Alexander Baulin
18.02.2025
-
0
+
Больше всего потрясла колея на каменной мостовой. Я думал - они вечные
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно