14 января
Анна Новиковская
1 967

Генетики обнаружили среди предков сибиряков американских индейцев

4.5

Хорошо известно, что предками североамериканских индейцев были жители Северной Азии, но теперь, проанализировав останки десяти древних людей, живших по всей территории Сибири, ученые пришли к выводу, что обмен генами шел и в обратную сторону.

Находки людей возрастом свыше 7500 лет — большая редкость / ©Н. Ф. Степанова

Первые люди появились в Северной Америке около 20 тысяч лет назад, перейдя туда по Беринговому перешейку, сухопутному мосту, соединившему два континента. Однако генетический состав предков современных индейцев долго оставался загадкой, поскольку ученые смогли проанализировать лишь несколько ископаемых геномов людей, живших в то время на севере Азии.

Теперь международная группа генетиков и антропологов заполнила этот пробел, описав и сравнив геномы десяти людей, живших свыше 7500 лет назад по всей Сибири. Это позволило им выявить неожиданные потоки генов между людьми, жившими на Дальнем Востоке и в Алтайских горах, а также между жителями Сибири и их потомками, североамериканскими индейцами.

На протяжении тысячелетий Алтай служил важным «перевалочным пунктом» для людей, связывая народы Сибири, Центральной и Восточной Азии. А теперь ученые описали прежде неизвестную популяцию охотников-собирателей, жившую в этих местах около 7500 лет назад, в чьих геномах сочетались как палеосибирские, так и североазиатские черты.

Один из людей, обнаруженных на Алтае, оказался совершенным «генетическим чужаком»: его генетический профиль доказывает его родство с народами Дальнего Востока, а не с другими жителями Сибири. При этом он вовсе не был «изгоем» или «нежеланным гостем»: его кости нашли в пещере с богатым погребальным инвентарем, а его одежда и ритуальные предметы показывают, что в своем племени он, вероятно, выполнял функции шамана.

Древние сибиряки были опытными путешественниками, и потоки генов текли во многих направлениях от Алтая до Северной Америки / ©10.1016/j.cub.2022.11.062

Также генетический анализ подтвердил поток генов из Северной Америки в Северо-Восточную Азию еще как минимум пять тысяч лет назад. Потомки североамериканских индейцев в основном заселяли Дальний Восток, но часть из них добралась до Центральной Сибири.

Иными словами, древнее население Северной Азии и Северной Америки отличалось склонностью к путешествиям, и обмен генами между популяциями, разделенными тысячами километров, был не редким исключением, а общепринятой нормой.