22.11.2016
Редакция Naked Science

Китайцы расшифровали геном гинкго билоба

Международная группа ученых расшифровала геном растения гинкго билоба — «живого ископаемого». Об этом пишет BBC.

Гинкго билоба (Ginkgo biloba) — голосеменное реликтовое растение. Предполагается, что первые гинкговые появились в позднем пермском периоде (не менее 270 миллионов лет назад) и были широко распространены в мезозое, в частности на территории современной Сибири. Сейчас дикие гинкго произрастают в двух районах Китая, однако статус их первичного обитания неизвестен. Наряду с другими реликтами, например крокодилами (Crocodilia), относится к «живым ископаемым», а также имеет статус вымирающего вида.

Примечательной особенностью гинкго является устойчивость к внешним воздействиям. Так, известно, что это растение одно из немногих, которым удалось пережить ядерную бомбардировку Хиросимы и несколько периодов оледенения на территории КНР. Поэтому его генетический профиль представляет интерес для ученых. В новой работе исследователи из Китайской академии наук и других учреждений полностью секвенировали геном Ginkgo biloba. Всего авторы изучили 41 840 генов, или два терабайта информации.

Результаты показали, что длина генома гинкго примерно в 3,5 раза превышает человеческий и вместе с тем на 76,58 процента состоит из повторяющихся копий (это объясняет протяженность) и мусорной ДНК — последовательностей, функции которых пока не установлены. Аномально большое количество генов этого растения оказалось связано с защитой от стрессовых состояний, вредителей и патогенов. По мнению ученых, благодаря этому реликт обладает высокой адаптивностью, например за счет привлечения насекомых, уничтожающих фитофагов.

Исследователи надеются, что расшифровка генома гинкго (в сумме он составил 10,6 миллиона пар нуклеотидных оснований, что в 80 раз больше, чем у резуховидки Таля (Arabidopsis thaliana)) позволит прояснить естественные механизмы борьбы с растительноядными организмами и родословную голосеменных. Кроме того, работа привлечет внимание общественности к охранному статусу растения.