16.12.2021
53 122

Антропологи выяснили, что неандертальцы начали изменять ландшафт задолго до наших прямых предков

5.4

Разжигая костры, охотясь и вырубая деревья, неандертальцы «искусственно» меняли природные экосистемы еще 125 тысяч лет назад.

©R. Wood, Wood Ronsaville Harlin Inc.

Неандертальцы, населявшие Центральную Европу до прихода сюда человека разумного, активно меняли естественные ландшафты континента. Раскопки их древней стоянки на территории нынешней Германии показали, что неандертальцы сводили леса, превращая их в открытые луговые пространства, еще 125 тысяч лет назад. Об этом ученые из Лейденского университета пишут в новой статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Влияние современной цивилизации на природу так велико, что ученые говорят о наступлении новой эры в истории жизни на Земле — антропоцена. Пока еще в точности не определено, с какого момента его можно отсчитывать, хотя чаще всего началом антропоцена называют первые испытания ядерного оружия. Но само по себе искусственное изменение среды человеком, такое как расчистка лесов и распространение открытых пространств, продолжается много тысячелетий.

Благодаря этому давно исчезли практически все реликтовые леса Европы, и даже Африка сохранила многие свои саванны. Не так давно ученые показали, что еще 85 тысяч лет назад деятельность людей не позволила джунглям вернуться на обширные пространства в центральных и южных областях континента, хотя климат в то время стал достаточно влажным и благоприятным для разрастания лесов.

Однако применение огня представителями нашего рода началось еще до появления человека разумного, около 400 тысяч лет назад. И наши прямые предки оказались не первыми людьми, которые так активно меняли естественные ландшафты. На это указали раскопки, проведенные Вилом Робруксом (Wil Roebroeks) и его коллегами в Саксонии, неподалеку от Лейпцига, на местонахождении Ноймарк-Норд (Neumark Nord). Оно было открыто в 1980-х и исследуется с конца 1990-х. Установлено, что люди жили там еще в раннем палеолите, когда первые сапиенсы пока и не думали покидать Африку.

Раскопки в Ноймарк-Норд / ©Wil Roebroeks, Leiden University

Около 150 тысяч лет назад климат в очередной раз стал мягче и ледники отступили, открыв достаточно новых богатых ресурсами областей. Возможно, благодаря этому вскоре на Ноймарк-Норде появились оседлые и сравнительно многочисленные группы неандертальцев. Работа немецких палеонтологов показала, что к этому времени относится множество останков кострищ и древесного угля, свидетельствуя о широком использовании огня.

Там же находятся много каменных артефактов, сохранивших следы обработки огнем (возможно, для заострения), и костей животных со следами инструментов. Кроме того, при раскопках обнаружена пыльца, которая позволила проследить за видовым составом росших здесь растений. Между 115 тысячами и 130 тысячами лет назад эта местность представляла собой множество мелких озер, сперва окруженных густым лесом. Однако около 125 тысяч лет назад за сравнительно короткий период в них произошла резкая перемена, и лесные виды быстро сменились обитателями открытых пространств.

При раскопках на других неандертальских стоянках таких изменений не находили. Как правило, они обитали не слишком большими группами и жили в таком же лесу, как их предки много поколений до них. Однако в Ноймарк-Норд их присутствие было куда более долгим и активным. Оно сохранило свидетельства серьезных изменений природного ландшафта — самых древних из всех известных на сегодня. Возможно, именно от этого времени можно отсчитывать закат «настоящего» голоцена и наступление эпохи людей — антропоцена, — которое увенчалось взрывом первой атомной бомбы.