Российские и китайские ученые нашли способ создания промышленных изделий без дефектов — Naked Science

Экспериментальная установка лазерной сварки в вакууме / ©Пресс-служба ПНИПУ

Результаты работы они опубликовали в журнале Engineering. Ученые уже запатентовали разработку. «Сейчас в промышленности применяют лазерную сварку при атмосферном давлении, при которой зона обработки защищена инертными газами. Но у этого способа есть недостатки: над областью сварки возникает плазменный факел, который поглощает до 30 процентов энергии лазерного излучения. Наш способ позволяет решить эту проблему.

Технология не требует создания высокого вакуума, а на процесс не влияет остаточное магнитное поле изделий. Поэтому качество деталей при использовании этого способа выше, чем у аналогов», – рассказывает руководитель проекта, доктор технических наук, профессор кафедры «Сварочное производство, метрология и технология материалов» Пермского Политеха Владимир Беленький.

Cистема автоматического управления технологическими параметрами лазерной установки / ©Пресс-служба ПНИПУ

В промышленности пока не применяют новую технологию, но, по словам ученых, она будет перспективна для создания ответственных и сложных конструкций в аэрокосмической отрасли и машиностроении. Исследователи уже разработали технологию лазерной сварки в вакууме и методы контроля этого процесса, которые обеспечивают высокое качество конструкций.

Экспериментальная установка лазерной сварки в вакууме / ©Пресс-служба ПНИПУ

Разработка позволяет управлять фокусировкой лазерного луча при сварке, оперативно проводить мониторинг, контролировать процессы и устранять дефекты. Вакуум в зоне лазерной сварки позволяет повысить эффективность процесса, так как мощность излучения в плазменном облаке не снижается.

«Мы провели научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и установили, при использовании нового способа можно увеличить глубину проплавления в 1,5-2 раза по сравнению с аналогами. При этом качество процесса остается на высоком уровне», – поясняет ученый.