10.12.2020
11 357

Землю накрыло облако плазмы, выброшенное с Солнца

4.8

Вечером 7 декабря на поверхности Солнца произошла вспышка, которая отправила к нашей планете массы солнечного вещества, выброшенные из атмосферы звезды. И теперь Земля погружена в них.

Солнечная вспышка
Солнечная вспышка, 7 декабря 2020 года / © обсерватория SDO (НАСА)

Последствия вспышки на Солнце, которая произошла 7 декабря на обращенной к нам стороне, в группе солнечных пятен, настигли Землю: из атмосферы светила были выброшены массы солнечного вещества, и к четвергу они соприкоснулись с нашей планетой. Центр прогнозов космической погоды NOAA ожидал многодневную геомагнитную бурю с ночи среды и северные сияния в некоторых регионах.

По словам ученых из лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института Российской академии наук, облако плазмы (остроконечное гало света) достигло Земли примерно в четыре часа утра по Москве, основное ядро выброса прибудет к орбите к 10-12 часам вечера. Двигались эти массы со скоростью 600 километров в секунду. «Плотность протонов — около десяти на кубический сантиметр. Температура газа — около 300 тысяч градусов. Всего, погруженной в солнечное вещество, наша планета проведет около суток», — уточнили специалисты.

Причем изначальные характеристики выброшенных масс были другими: по пути длиной в 150 миллионов километров от Солнца до Земли газовое облако расширялось и снижало свою плотность в миллионы раз, благодаря чему сила воздействия на нашу планету уменьшилась, однако вместе с тем облака плазмы стали огромными.

Вспышка на поверхности Солнца
Вспышка на поверхности Солнца, 7 декабря 2020 года / © NOAA

«Планеты, оказавшиеся на их пути, не просто испытывают удар, а окутываются солнечными массами на десятки часов, а порой и на несколько суток. Именно это сейчас происходит с Землей», — добавили ученые. К тому же плазма остыла до 300 тысяч градусов, хотя поначалу ее температура достигала миллиона градусов.

Ранее специалисты по всему миру опасались, что вызванная буря может повлиять на работу электросетей, GPS и радиосвязи, а также космических аппаратов. Но вспышка была не такой сильной (третий С-класс, до среднего М-класса не хватило 30% мощности), поэтому радиационная нагрузка хоть повышенная, но умеренная.

Область полярных сияний
Область полярных сияний 10 декабря 2020 года / © NOAA

Когда волны заряженных частиц достигают Земли, магнитное поле планеты направляет их к Северному и Южному полюсам, где они сталкиваются с атмосферой. Это взаимодействие между заряженными частицами и земной атмосферой приводит к появлению разноцветных вихрей света, известных как полярное или северное сияние.

Такое захватывающее дух явление — обычное дело для близких к полюсам регионов, но иногда его можно увидеть и в густонаселенных районах Европы или США, как раз во время сильных геомагнитных бурь. Сейчас область полярных сияний (авроральный овал) накроет почти всю северную часть Канады, кроме того, их смогут наблюдать жители самых северных областей России.

Все это — часть солнечного цикла. Светило выходит из периода минимальной активности. «Нет сомнений, что в ходе начинающегося солнечного цикла активности Земле предстоит выдержать и в десятки раз более сильные удары. Пик их придется на 2023-2025 годы», — подытожили ученые.