Внутриклеточная «уборка» может продлить жизнь — Naked Science

Внутриклеточная «уборка» может продлить жизнь

Исследователи связали продолжительность жизни с концентрацией белков KLF, влияющих на экспрессию генов «уборки» внутриклеточного «мусора». При снижении уровня KLF в клетках накапливаются токсичные вещества, что и вызывает старение.

145019687014099712

Ученые всего мира пытаются понять механизмы, которые лежат в основе старения человеческого организма, а также воспрепятствовать дряхлению и болезням. Несмотря на их усилия, наука пока не может похвастаться детальным пониманием всех аспектов, находящихся в основе долгой жизни. Исследователи полагают, что важнейшие факторы в данном случае — это генетическая предрасположенность, здоровое питание и отсутствие вредных привычек. Ученые из частного исследовательского Университета Кейс Вестерн Резерв (США) внесли свой вклад в изучение вопроса старения. Свои выводы специалисты опубликовали в издании Nature Communications.

В эксперименте использовали круглых червей Caenorhabditis elegans. Ранее они уже послужили науке: эти существа — первые многоклеточные организмы, чей геном полностью секвенировали. Сейчас американские ученые выяснили, что, изменяя концентрацию белков KLF (Krüppel-like factors), можно продлить или же, наоборот, сократить жизнь круглых червей.

Caenorhabditis elegans / ©Worcester Polytechnic Institute

Транскрипционные регуляторы KLF ответственны за регуляцию экспрессии генов, играющих роль в процессах пролиферации клеток, выживания и ответа на стресс. Ученые выяснили, что KLF контролирует и аутофагию — процесс, при котором внутренние органоиды клеток эукариотического организма (лизосомы) переваривают внутриклеточный «мусор» (избыточные или поврежденные белки и целые органеллы). Переработка лишних и поврежденных клеточных структур при аутофагии поддерживает гомеостаз и отдаляет старение клетки.

Снижение концентрации KLF у Caenorhabditis elegans привело к накоплению токсичных веществ в клетках, что в конечном итоге состарило организм. И, наоборот, при повышении концентрации KLF удалось увеличить продолжительность жизни круглых червей. Еще одним важным результатом исследования стало понимание связи между этими белками и нормальным функционированием сердечно-сосудистой системы млекопитающих. Потеря KLF повышала риск ряда заболеваний у мышей, в частности, гипертонии. Ученые полагают, что повышение концентрации транскрипционных регуляторов KLF может продлить и человеческую жизнь.

Ранее, напомним, другая группа американских ученых пришла к выводу, что жизнь мышей возможно продлить на 30–40%, удалив из их организма «дряхлые клетки», используя безвредный препарат AP20187. Предполагается, что похожая методика может помочь и людям, но перед проведением клинических испытаний необходимы дополнительные тесты.