24.03.2018
Редакция Naked Science
2 466

Вопросы читателей (ч. 11)

3.7

Что будет, если человеку удалить одно из полушарий головного мозга, из чего делается жвачка, правда ли, что генетически человеку ближе всего свинья и другие вопросы в нашем очередном выпуске вопросов и ответов.

Рик и Морти

Что будет, если человеку удалить одно из полушарий головного мозга?

Максим П., г. Ставрополь

У детей существуют заболевания, при которых в мозге происходит аутоиммунная реакция, приводящая к частым эпилептическим припадкам, а если ее не лечить – к смерти. Единственным известным способом борьбы с этой патологией является удаление одного из полушарий головного мозга. Мозгу ребенка потребуется больше года, чтобы компенсировать потерю целого полушария. Но по истечении этого срока все способности органа будут восстановлены, и никто даже не заподозрит, что у такого человека нет половины мозга.

Из чего делается жвачка?

Иван А., г. Новосибирск

В 1928 году американский изобретатель Уолтер Димер вывел идеальную формулу жевательной резинки, которая, по сути, соблюдается и по сей день: 20% каучука, 60% сахара (или его заменителей), 19% кукурузного сиропа и 1% ароматизаторов. Именно такая формула придает жвачке эластичность. Поэтому, видимо, Димер назвал свою жвачку Dubble Bubble, ведь из нее можно было легко выдувать пузыри. А еще Димер изменил цвет жвачки – она стала розовой, что особенно привлекло детей.

Правда ли, что радиоактивные вещества светятся?

Павел Елесин, г. Краснодар

Правда лишь отчасти. Свечение, которое связано с радиоактивностью, называется «радиолюминесценцией», и это явление не очень распространено. Кроме того, вызвано оно, как правило, не свечением самого радиоактивного материала, а взаимодействием его с окружающей средой. Представление о том, что радиация должна «светиться», появилось в 1920-1930-е годы на пике интереса к радиоактивным материалам в разных бытовых приборах, лекарствах и пр. Так, на основе радия изготавливалась специальная краска для стрелок и цифр часов, которые светились в темноте. Но само зеленое свечение с радиацией никак не связано.

Можно ли расшифровать и сравнить геномы родителей и ребенка, точно определив, какие именно черты и от кого ему достались (цвет глаз, форма носа, ушей, особенности фигуры и т. д.)?

Анна Л., г. Ростов-на-Дону

Полное ДНК-секвенирование одного человека стоит примерно 10 тыс. долларов. При помощи этого метода можно достаточно точно определить, какой участок ДНК от какого родителя достался ребенку. Вместе с тем ученые пока не в состоянии дать ответ, какие именно гены определяют форму носа или ног, да и происхождение цвета глаз определяется не очень точно. Поэтому какие-то из признаков определить можно, но как закодировано в ДНК большинство признаков, пока остается тайной. Однако наука не стоит на месте: эксперты прогнозируют, что в ближайшие 10 лет многое из этого станет возможным.  Многие животные считаются представителями одного вида – например, тундровый волк и мексиканский, но относятся к разным подвидам.

Почему же в таком случае расы людей не относятся к разным подвидам?

Михаил Т., г. Минск

Разница в том, что между тундровым и мексиканским волком различий все же больше, чем между представителями, скажем, негроидной и европеоидной рас. Потеря приспособленности от скрещивания этих двух подвидов волков будет вполне заметной, да и ареалы распространения у них слишком разные. У людей этих четких различий нет, и расселение их по планете имеет настолько смешанный характер, что провести линию раздела между большими расами невозможно. Смешение рас происходит не только сегодня, оно было всегда, поэтому на свете никогда не существовало «чистых рас», как бы того ни хотелось сторонникам нацизма.

То, что мы называем «большими расами», многие антропологи вообще склонны расценивать лишь как крайние варианты непрерывной изменчивости. По этой же причине расы обычно не называются подвидами, хотя с точки зрения классической систематики они именно подвидами и являются. Однако, как было сказано выше, в связи с тем, что провести границу и классифицировать не только индивидов, но зачастую и популяции не представляется возможным, на подвиды расы никто не разделяет.

Правда ли, что генетически человеку ближе всего свинья?

Мария Н., г. Москва

Нет, это абсолютно не так. Самым близким животным по отношению к человеку с точки зрения филогенетики является шимпанзе, чуть дальше находится горилла и другие приматы, затем грызуны. Свиней в этом ряду нет. Ближайшими родственниками свиней в генетическом плане являются бегемоты и киты (предки китов, как известно, были совсем не похожи на их современных потомков – они жили на суше, обладали конечностями и отдаленно напоминали нечто среднее между собакой и свиньей).

Вероятно, причиной распространенного заблуждения о том, что свиньи генетически похожи на людей, является тот факт, что эти животные не имеют некоторых белков, которые делают узнаваемыми иммунной системой человека ткани организма свиньи. Поэтому свиные органы остаются наилучшими (среди млекопитающих, кроме человека и шимпанзе) «претендентами» для пересадки человеку. Органы шимпанзе человеку подходят больше, но в связи с малым количеством особей этого вида, его интеллектуальным потенциалом и невероятной дороговизной органы шимпанзе с точки зрения пересадки их человеку не рассматриваются.

Чем можно объяснить узкий разрез глаз у монголоидов?

Азамат К., г. Алматы

Причины происхождения узкого разреза глаз науке неизвестны. По черепам предков монголоидов установить форму глаз очень непросто, а ответить на вопрос, откуда они взялись, – и подавно. Широко распространено мнение, что узкие глаза с эпикантусом (особая складка у внутреннего угла глаза, в большей или меньшей степени прикрывающая слезный бугорок, которая и «делает» глаз «узким»; характерная черта монголоидов, но встречается и у представителей других рас – бушменов, готтентотов и пр.; у европеоидов – редка) защищают глаза от «пыли Центральной Азии».

Однако, по мнению антропологов, эта гипотеза вряд ли близка к реальности, потому что, во-первых, монголоиды возникли не в Центральной Азии, а на территории Китая, а во-вторых, в Сахаре или Аравии не менее пыльно, чем в Азии. В то же время в Якутии, где также проживают монголоиды, вообще не «пыльно». Скорее всего, такая форма глаз – это результат действия полового отбора. Видимо, узкие глаза нравились древним предкам монголоидов, как мужчинам, так и женщинам.

Действительно ли с помощью IQ-тестов можно точно измерить интеллект человека?

Ирина Г., г. Нижний Новгород

В обыденном понимании ум человека идентичен его интеллекту. На самом же деле интеллект – это способность решать задачи, которые связаны с конструированием моделей внешних объектов. Для того чтобы, например, решить задачу: «На дереве сидели две птицы, прилетели еще три. Сколько стало?» – нам необходимо сконструировать в своей голове некую умственную модель этой ситуации и внутри этой модели прийти к какому-то выводу. Кроме того, существует множество типов тестов в зависимости от типа интеллекта.

Ведь если человек абсолютно не способен к математике, но прекрасный писатель – это не означает, что он глуп и неинтеллектуален (то же верно и для обратной ситуации, когда математические способности явно доминируют над гуманитарными). Что касается непосредственно тестов на IQ, то в профессиональной среде такого понятия в принципе не существует. IQ – это способ численной оценки интеллекта, который связан с тем, что среднее принимается за 100, а стандартное отклонение – за 15. Нельзя сказать и о том, что существует некий самый распространенный тест на интеллект. Наиболее оптимальными для оценки интеллекта можно считать интегральные тесты, в которые включены разные виды задач, хотя проводить такие тесты сложнее.

Не бывает плохих вопросов, бывают плохие ответы. Присылайте нам свои вопросы на адрес [email protected]