В Швейцарии научились делать радужный шоколад — Naked Science

В Швейцарии научились делать радужный шоколад

5.2

Инженеры научились наносить на поверхность шоколада микроскопический узор, который отражает и преломляет свет, создавая переливчатую радужную окраску.

©Giulia Marthaler, ETH Zurich

Традиционные методы окраски шоколада нуждаются в специальных и точных изменениях рецептуры, добавлении пигментов и красящих веществ. Однако переливающийся всеми цветами радуги шоколад, полученный Анитой Зинг (Anita Zingg) и ее коллегами, использует совершенно другой эффект и никаких новых добавок не требует. Об этом рассказывается в пресс-релизе Швейцарской высшей технической школы в Цюрихе (ETH Zurich).

Нужные оттенки возникают из-за особенностей микроскопической структуры материала, которая создает эффект иризации. Такая «структурная» окраска определяется не присутствием пигментов, которые поглощают свет одних длин волн и отражают другие, а преломлением и интерференцией лучей поверхностью предмета. Она достаточно часто встречается в природе и придает цвет, например, перьям птиц, панцирям жуков или внутренней поверхности раковин.

©Giulia Marthaler, ETH Zurich

Разработчики рассказывают, что первоначально они попытались добиться нужного эффекта за счет покрытия шоколада тонким окрашивающим слоем из нетоксичных материалов — золота или оксида титана. Так им удалось получить, в зависимости от толщины и других свойств покрытия, целый набор необычных цветов: от золотисто-желтого до темно-синего. Однако в итоге этот подход был признан слишком сложным, дорогим и экономически нецелесообразным, поэтому ученые обратились к структурной окраске.

Варьируя некоторые этапы приготовления шоколада, авторы смогли добиться нужного эффекта за счет нанесения на поверхность микроскопического рисунка, особым образом отражающего и преломляющего свет. Интерферируя друг с другом, эти волны и придали ему переливающиеся радужные оттенки — без каких-либо добавок, изменений вкуса и текстуры продукта.

Сообщается, что технология легко масштабируется для реального производства. Ученые уже оформили заявку на патент и ведут переговоры с несколькими компаниями, готовыми наладить изготовление нового шоколада, теперь — радужного.

Австралийские ученые узнали, каким образом ограничение белка в рационе влияет на долголетие. Оказывается, дело вовсе не в самих белках.

Пандемия коронавируса, миллионы избыточных смертей, кризис, конфликты — удивительно, но, несмотря на все это, 2020 год не повлиял на приближение человечества к «ядерной полуночи». И стрелки метафорических часов Судного дня ученые решили не двигать.