• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
30.01.2021
Ольга Иванова
47
9 334

«Желтая угроза»: синофобия и коронавирус

3.5

«Есть можно все, кроме Луны и ее отражения в воде» – гласит китайская пословица. Злые языки переиначили ее: «Китайцы едят все, у чего есть четыре ноги, кроме столов, и все, что летает, кроме самолетов». В связи с коронавирусом, который, как полагают, был вызван употреблением в пищу летучих мышей, мир захватила очередная волна расизма по отношению к гражданам КНР. И после того, как все мы оказались на грани глобальной катастрофы, такое отношение можно понять, но все-таки не принять. Ведь люди по большому счету не виноваты в том, что случилось, – они тоже пострадали. А сильная ненависть никогда не несла ничего хорошего не только для того, кого ненавидят, но и для самих ненавидящих. Тем более что Китай – одна из самых могучих держав планеты. После вспышки Covid-19 местечковый расизм рискует превратиться в более масштабный. Поэтому предлагаем взглянуть на вещи трезво и рассмотреть проблему синофобии не только с точки зрения «они едят все подряд», но и с учетом более глубоких причин. А они есть.

летучая мышь
©t.me / Автор: Артем Фомин

Мы – не вирус

Давайте отмотаем события немного назад. До того, как страны закрыли границы для всех, сначала это было сделано для китайцев. С Поднебесной прервали связь не только многие государства, но и авиакомпании. И в этом был большой смысл – безопасность, но имели место, как говорится, и «перегибы на местах». На головы отдельных выходцев из КНР лились помои различного состава и густоты. В толерантной Европе прохожие советовали китайцам надевать маски, если видели их на улицах. И это, вероятно, тоже было оправданно, но как быть с откровенным расизмом?

В социальных сетях китайцев обвиняли в гастрономической неразборчивости. Особенному остракизму подвергся ролик в Twitter, где девушка азиатской внешности разделывает и ест летучую мышь. При этом мало кого волновало, что поедание злосчастного животного происходило вовсе не в Китае, а на острове Палау – в рамках развлекательного шоу вроде нашего «Орла и решки», где ведущая просто пробовала местную кухню.

Людей с азиатской внешностью отказывались заселять в отели, обслуживать в ресторанах и такси, пассажиры в общественном транспорте требовали высадить их на первой же остановке. Синофобскими статьями полнились даже толерантные европейские СМИ. Так, французское издание Courrier Picard 26 января опубликовало сразу два материала под заголовками «Желтая тревога» и «Желтая угроза». Потом, правда, пришлось извиняться, но волна ксенофобии уже была запущена.

Предупреждение на входе в хостел. Минск / ©t.me

Реакция китайцев не заставила долго ждать: люди выходили на пикеты и флешмобы с транспарантами «Мы/Я – не вирус». Но это помогало слабо. И мало кто отдавал себе отчет в том, что в Поднебесной проживает порядка одного миллиарда человек. Поэтому, если на планете случается вспышка новой инфекции, – один шанс из семи, что это произойдет именно в Китае: там попросту много людей.

Под хэштегом #JeNeSuisPasUnVirus люди рассказывают о том, как успели столкнуться с ксенофобией на фоне нарастающей тревоги из-за распространения коронавируса нового типа / ©tksmi.ru

Между тем китайцев продолжали обвинять: мол, ели все подряд – вот и получили, а теперь весь мир страдает. С одной стороны, это правда, с другой – первопричины синофобии куда глубже. И задача науки понять, насколько они глубоки. Беспристрастно разложить по полочкам.

Психология малых различий

Китайцев называют варварами только за то, что у них приняты другие гастрономические традиции, непохожие на европейские. Расизм всегда стоял на прочном фундаменте противопоставления «я – другой», то есть на природном страхе перед чем-то непохожим, «другим». Впрочем, китайцев не любили давно и многие. Психологам и политологам известно, что нет более непримиримых врагов, чем так называемые народы с малыми различиями. Именно поэтому синофобия во все времена была распространена прежде всего в странах, граничащих с Китаем и в тех, где жили похожие на китайцев нации, относящиеся к монголоидам.

Чем сильнее похожи народы, тем более явно они обособляются друг от друга (вспомните русских и украинцев). Поэтому враждебность к китайцам (и наоборот) испокон веков проявляли казахи, монголы, тибетцы, японцы, корейцы, вьетнамцы и другие жители Юго-Восточной Азии. Вероятно, корни такой ксенофобии лежат в той же плоскости, в какой находится нетерпимость к соседям в традиционных сообществах. «Они похожи на нас, но не совсем, как мы, и они рядом, значит, могут угрожать нам и нашей целостности» – вот суть таких рассуждений.

Железнодорожный вокзал  Шанхая после японской бомбардировки / ©Wikipedia

Одним из самых кровавых последствий подобного страха стало массовое истребление китайцев перед Второй мировой, когда на Китай напала Япония (поэтому, кстати, жители Поднебесной считают, что война началась не в 1939 году, а в 1933-м). Японцы устроили в Китае настоящий геноцид, причиной которого стала все та же ксенофобия.

­­ Нанкинская резня – эпизод Второй японо-китайской войны, в ходе которого в Нанкине, столице Китайской Республики, японские военнослужащие совершили массовые убийства и изнасилования гражданского населения / ©Wikipedia

Китайский вопрос

Откуда же в таком случае исходит синофобия от европейцев? Причин – масса. Некоторые из них похожи на те, в связи с которыми недолюбливают евреев: например, поразительная успешность Поднебесной. И не только сегодня, но и в прошлом. Ведь китайской цивилизации, по некоторым источникам, около пяти тысяч лет (и уж никак не меньше 3,5 тысячи), это одна из самых древних стран планеты. О достижениях Китая для всего человеческого рода и говорить не приходится. Достаточно их перечислить: китайцы изобрели бумагу, книгопечатание, порох и компас, придумали отрицательные числа, весло, колокол, барабан, вилку, фарфор, вентилятор, первыми стали культивировать просо, сою, чай и рис, использовать соль, изготавливать сброженные напитки и шелк. Придумали арбалет, рыболовную катушку и бумажные деньги, газовые баллончики, фейерверки, зубную щетку из щетины и игральные карты. Они же додумались делить год на 365 дней и стали использовать кокс как топливо, изобрели меха с гидравлическим приводом и даже, вероятно, многоступенчатую ракету, мину, впервые выплавили чугун, не говоря уже о десятках других изобретений, которыми мир обязан именно Китаю. 

Производство бумаги / ©europapier.ru

А учитывая, что китайцев очень много, неудивительно, что им начинают не только завидовать, но и бояться. Впрочем, и сами китайцы зачастую не стремятся «слиться с толпой»: существующие во многих странах китайские диаспоры отличаются большой замкнутостью и приверженностью собственным традициям и законам, которые негласно действуют даже на территории других стран. Это неудивительно. В свое время китайцы закрывали свое государство от иностранцев, туда не пускали никого. В понимании европейцев это всегда была большая, непонятная и крайне замкнутая страна: а непонятное, как мы помним, всегда настораживает.

Глубокое бурение / ©news.myseldon.com

Еще одна причина ненависти – банальная зависть. Китай быстро рос за последние десятилетия и стал второй после США экономикой мира по номинальному ВВП. И пока в мире не разбушевался вирус, никто не сомневался (сегодня делать какие-либо прогнозы затруднительно), что через какое-то время экономика Поднебесной стала бы первой. Это вызывало сильную ревность и настороженность у многих государств – прежде всего у Штатов.

А еще китайцев много. Слишком. Это вызывает страх поглощения даже у неродственных им народов. Ко всему прочему жителей Поднебесной считают хитрыми и практичными людьми, и в этом стереотип о них похож на стереотип о евреях. С китайцами в самом деле непросто торговаться и вести какие-то деловые отношения: они борются за каждую копейку. Оно и понятно – из-за огромной численности им зачастую приходится буквально выживать (поэтому отчасти, кстати, они вынуждены «питаться всем подряд»). Причем этот навык многие из граждан КНР осваивают с детства: все наслышаны о подземных китайских заводах и детском труде.

Мы не говорим уже о способности этого народа сделать конфетку из известной субстанции: в Китае экономят на всем и на всем зарабатывают – любые отходы идут в производство. Причем не только свои, но и других стран. Вероятно, именно поэтому Китай умудряется снабжать «местными» сувенирами все уголки мира. Не гнушаются китайцы перенимать и даже воровать чужие идеи, технологии и производственные секреты, мастерски воплощая их в жизнь. Это и в самом деле может вызывать раздражение.

Впрочем, есть и другая причина нелюбви к КНР – политическая. Неудивительно, ведь восточные ценности, которые пропагандируются в Китае, чужды либеральной Европе и западному миру вообще. Коллективизм Поднебесной и возвышение общего над частным прямо противоположны западной философии индивидуализма, личного счастья и свободы каждого. С этой точки зрения китайцев и правда можно воспринимать как роботов, которых используют во имя общего блага и которых нужно срочно направить на путь самореализации. И такое видение имеет право на жизнь, ведь без раскрытия потенциала и своих желаний невозможно личное счастье. Зато возможно счастье общественное (и быстрая победа над тем же коронавирусом в том числе), что и доказывает пример Китая. Спор этих двух полярных точек зрения вечен и едва ли когда-нибудь придет к компромиссу. А столь радикальное отличие в мировоззрении китайцев и европейцев – еще одна точка для опоры расизма.

Концлагеря и видеослежка

Самим китайцам, впрочем, тоже не чужды ксенофобские настроения. Например, к мусульманам. Особенно к этническим казахам, которые исторически проживают на границе Китая и Казахстана – в самом большом автономном округе страны, Уйгурском. Начиная с 1950-х годов Пекин проводил в этих краях политику усиленной «ханизации», переселяя туда титульную нацию. А уже в 1960-х оттуда стали выселять всех, кто не принадлежал к китайской национальности: казахов, уйгуров, монголов, дунган и так далее. Выселение сопровождалось ущемлением прав коренного некитайского населения – людей «высаживали» в засушливых и пустынных регионах края.

«Центр перевоспитания» в районе Дабаньчэн, Синьцзян-Уйгурская автономная область / ©Wikipedia

Считается, что притеснения в этом автономном округе происходят поныне. Так, известная американская организация по правам человека Human Rights Watch в 2018 году опубликовала доклад, в котором рассказывалось о преследованиях мусульман в китайском регионе Синьцзян. По данным организации, в последние годы там массово и часто без всяких оснований задерживают уйгуров, после чего помещают их в тюрьмы и концлагеря. Миллионы людей при этом находятся под постоянным видеонаблюдением. Официальный Пекин и сами жители Поднебесной это отрицают.

Уйгуры в Синьцзяне, май 2019 года / ©barbed.ua

Разумеется, расизм в Китае имеет большие исторические корни, поэтому правых и виноватых там уже не найти. Но все-таки дыма без огня не бывает, и еще один повод для ксенофобии по отношению к китайцам – ксенофобия самих китайцев.

Расизм и Эйнштейн

Мы коснулись объективных социальных причин, за которые цепляется синофобия, но они не отменяют глубинных факторов. Ведь в противном случае расизм был бы свойственен абсолютно всем. Между тем внутри одного общества люди по-разному подвержены ксенофобским настроениям.

В статьях «Великое Злодеяние»: психология геноцида» и «Обыкновенный фашизм: причины и следствия» мы уже касались, помимо всего прочего, причин расизма. Ярое проявление ксенофобии свойственно прежде всего определенному типу людей. И объект ненависти при этом – евреи, русские, американцы, армяне или китайцы – увы, не так важен. Портрет расиста (любого, не только того, кто ненавидит китайцев) условен, но ему, как правило, присущи такие черты: стереотипное мышление, озлобленность, глубокое чувство неполноценности, стремление к славе, власти, одновременно слепое подражание и преклонение перед авторитетом, склонность к зависти к более успешным, с их точки зрения, людям. На последних, как правило, и направлена расовая ненависть.

Главная же опора расизма – защитные механизмы нашей психики: проекция и вытеснение. Все, что человек не желает видеть в себе, – он зачастую склонен замечать в других (квинтэссенция поговорки про бревно в глазу). А не хотят видеть в себе, как правило, «плохие» и социально неодобряемые качества. И если «под рукой» нет кого-то, на кого можно их повесить, – удобно иметь внешнего врага, который был бы «контейнером» для такого «плохого» внутреннего Я.

Подобные «теневые» стороны характерны для множества людей, поэтому и расистские настроения так или иначе могут проявляться у многих – вопрос лишь в степени. Именно такие результаты показало исследование американского профессора Джофри Уотке, который использовал многолетние данные опросов 44 873 жителей США старше 18 лет. Все опрошенные были европейцами, афроамериканцев среди них не было, женщины составили 56% интервьюируемых. Результаты оказались шокирующими: 88,8% утверждали, что поддерживают совместное обучение в школе белых и темнокожих детей, а 71,5% полагают, что для афроамериканцев существует проблема дискриминации на рынке труда. При этом лишь 11,8% были согласны с принятием законов, которые боролись бы с таким положением вещей, 38,1% белых американцев полагали, что темнокожие ленивы, 18,3% – что они необразованные, а 29,3% не желали иметь соседей-афроамериканцев. Только 23,1% опрошенных действительно хотели, чтобы их дети ездили на одном автобусе в школу с темнокожими ребятами. Вот такая «толерантность». Но, кажется, как и в природной человеческой агрессии, в этом нет ничего противоестественного. А вот вредного много: расизм порождает ненависть, от которой страдают сами расисты.

Между тем ксенофобию могут проявлять даже самые выдающиеся личности. Известно, к примеру, что когда Альберт Эйнштейн путешествовал по Азии и Ближнему Востоку в 1922-1923 годах, то написал он о китайцах как о «трудолюбивых, грязных и умственно отсталых людях». Добавив, что «даже дети там вялые и заторможенные». Китайцы, впрочем, не обиделись на гениального еврея, заявив, что он просто «приехал в Китай не в то время». Вероятно, сработала восточная мудрость, ведь доля расизма свойственна и самим китайцам. Главное – уметь осознавать эти позывы и замечать «бревно в глазу» прежде всего у себя. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 07:27
Полина Меньшова

Распространено мнение, что женский оргазм — «в голове», то есть во многом связан с мыслями и фантазиями. Однако ученые из Великобритании обнаружили особенность восприятия, от которой, согласно данным исследования, зависит сексуальное наслаждение.

Позавчера, 18:36
Юлия Трепалина

Психологи не первое десятилетие спорят о природе морали: врожденное это свойство или приобретенное? В новом исследовании ученые попытались на большой выборке малышей воспроизвести эксперимент, который ранее рассматривали как подтверждение способности младенцев различать морально правильные и неправильные действия.

Вчера, 19:00
Дарья Г.

Приливные силы от соседства с газовым гигантом поддерживают вулканическую активность на Ио, самом геологически активном теле Солнечной системы. Ученые даже предполагали, что сил хватит на растапливание пород в недрах этого спутника Юпитера. Новые измерения показали, что под «коркой» Ио все-таки нет океана магмы.

8 декабря
Елена Кудрявцева

О том, где скрывается человеческое «я», что такое «знающие нейроны», какие страны наиболее активно развивают нейронауки и о том, почему нам важно признать наличие сознания у животных, мы поговорили с одним из самых выдающихся нейробиологов, директором Института перспективных исследований мозга МГУ имени М.В. Ломоносова, академиком Константином Анохиным.

Позавчера, 18:36
Юлия Трепалина

Психологи не первое десятилетие спорят о природе морали: врожденное это свойство или приобретенное? В новом исследовании ученые попытались на большой выборке малышей воспроизвести эксперимент, который ранее рассматривали как подтверждение способности младенцев различать морально правильные и неправильные действия.

10 декабря
Елизавета Александрова

В шаровом скоплении Омега Центавра надеялась найти так называемую черную дыру промежуточной массы — нечто среднее между остающимися после «умирающих» звезд небольшими черными дырами и сверхмассивными, которые наблюдают в центрах галактик. Хотя такие черные дыры ищут давно, пока их поиски в космосе безуспешны. Похоже, их нет и в Омеге Центавра, зато есть целая система из других черных дыр.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

28 ноября
Елизавета Александрова

Обсерватории постоянно улавливают «мигающие» радиосигналы из глубин Вселенной. Чаще всего их источниками оказываются нейтронные звезды, которые за это и назвали пульсарами. Но к недавно обнаруженному источнику GLEAM-X J0704-37 они, по мнению астрономов, отношения не имеют.

25 ноября
Полина Меньшова

Многие одинокие люди считают, что окружающие не разделяют их взглядов. Психологи из США решили проверить, так ли это на самом деле, и обнаружили общую особенность у людей с недостаточным количеством социальных связей.

[miniorange_social_login]

Комментарии

47 Комментариев
Gre Lok
31.01.2021
-
-1
+
Китайцы не очень законопослушные и им не хватает альтруизма
Evgen Storm
30.01.2021
-
0
+
На протяжении длительного исторического периода, в Китае культивировалась идея о на­циональной исключительности и превосходстве китайской национальности над другими наро­дами, отсюда и происходит пренебрежительное отношение китайцев к представителям нацио­нальных меньшинств. Появление в 1949 году Китайской Народной Республики как нового субъекта политических отношений на мировой арене горячо привет­ствовалось Советским Союзом. Так как Совет­ский Союз надеялся обрести в лице КНР во главе с КПК надёжного союзника в деле строительства мирового коммунистического движения. Однако, Мао Цзэдун, вставший у руля Ком­мунистической Партии Китая, стал проводить в жизнь совершенно иную политику, основанную на националистических представлениях о Китае как о центре мира «Джун Гуо», «ДжунХуа», «Да-Гуо»: все эти термины переводятся с китайско­го как срединное или центральное государство и везде передаётся мысль о китаецентризме и главенствовании данного государства над всеми остальными. Даже сейчас, в ООН, при голосовании по вопросам, не касающихся Китая, китайская делегация преимущественно воздерживается. Стараются избегать участия в международных договорах (СНВ, например). Поэтому к китайцам и относятся настороженно, как к соседям, которые ни с кем по подъезду не общаются. ИМХО, конечно, но дело здесь отнюдь не в рационе питания и манерах поведения.
    -
    0
    +
    В средние века Китай действительно превосходил всю Европу, ВВП был выше в 3-4 раза. По сути, ему никто не нужен был, с севера китая на юг везли пшеницу, с юга - рис, с востока - рыбу и морепродукты, с запад - шелк и т.д. Экономика была замкнута и самодостаточна. Приходили завоеватели, сменяли династии, через пару веков завоеватели становились такими же китайцами, ассимилировались, культура легко переваривала необразованных варваров. Сейчас осн проблем с китайцами неск-ко - 1. они никогда ни с кем не вступают в союзы, Сев Корея - исключение 2. что они задумали и решили делать, ни с кем конечно, не советуясь - загадка. Захотят - вторгнутся в Тибет и аннексируют его, захотят - устроят концлагери на территории равной франции, захотят - сменят президента в стране, которую они сочтут сферой своих жизненных интересов 3. что у них творится - тоже загадка, не в последнюю очередь благодаря цензуре 4. как они воспримут правила, под которыми только что подписались - тоже вопрос. Мастеркард и Виза более 10 лет пробиваются на рынок Китая, который сами китайцы обязаны были открыть по правилам ВТО... Замучались пыль глотать, болезные...О ИТ-гигантах и даже не говорю. А ведь на рынки других стран ВТО китайцев пустили.
    +
      ещё комментарии
      Weimer Vorontsow
      01.02.2021
      -
      0
      +
      ВЫ тут бред вдвоём несёте, вы хоть знаете что Китай был ОЧЕНЬ сильно раздроблен, и не как русь, то есть о каком ввп китая в средние века вы тут говорите?
      -
      0
      +
      По-настоящему во всем мире действуют правила сильного и богатого. А остальные глотают пыль. До последнего времени такое право было только у США и подконтрольных организаций. Сейчас мир немного изменился что воспринимается бывшим гегемоном и сателлитами как несправедливость и нарушение "международного" права. Ну а постепенное, контролируемое открытие рынков азы здоровой экономики. Что пример Китая лишь подтверждает, как впрочем и пример России которая не придерживалась этой мудрой политики.
-
0
+
Просто перед лицом глобальной угрозы с людей спадает налет толерантности. Правила придуманные для повседневной жизни внезапно оказываются опасными предрассудками в кризисных ситуациях. С большим уважением отношусь к китайскому народу и понимаю что "их там просто много", но процитированные "расистские объявления" это простейший способ защититься от потенциальной угрозы. Вирусу ведь не объяснишь про мультикультурализм, толерантность и значение великой китайской культуры.
    Asmite Qielee
    30.01.2021
    -
    1
    +
    А чем велика китайская культура? Весь мир построен на греко-римских развалинах
    +
      ещё комментарии
      -
      1
      +
      Читайте статью хотя бы с раздела "Китайский вопрос" там сказано какими изобретениями китайцев пользуются на "греко-римских развалинах" Ну вот хотя бы порох и бумага. А математику изобрели "дикие" арабы. О чем говорят хотя бы начертания цифр и само слово аль-джебра, "греко-римские развалины" вы сейчас только на часах и увидите. А в XIII веке европейцы штудировали работы арабских алхимиков как подорванные. Потом вектор сместился, Европа вырвалась вперед, но говорить только о греко-римских достижениях, это все равно что считать лендлиз орудием Победы.
        -
        0
        +
        Не путайте изобретения как таковые (никто не отрицает здесь достижения КНР) и науку как таковую (ее в КНР до 20 века не было). Новое время и все связанное с ним, Китай прохлопал ушами. Дошло до того, что императрица Цыси скопировала в камне (sic!) колеса английских пароходов у себя в "аквадискотеке". Чтобы быть не хуже. Сон разума рождает чудовищ (с)
          -
          0
          +
          А вот расскажите что по вашему такое наука? Чем она отличается от просто "изобретений"? И была ли наука в Европе в те времена когда подавляющее большинство населения просто не умело читать? Включая аристократию и даже королей. А за занятия алхимией можно было угодить на костер. Я так понимаю вы считаете наукой только период после Галилея и Ньютона а все что было раньше смело так отбрасываете?
            -
            0
            +
            Что такое наука --- вики \ Наука \ основные признаки науки для науки не нужно все подавляющее население, достаточно монастырей, где в Европе и зарождалось знание. В средневековых монастырях и начали читать Аристотеля заново, спасенного из огня инквизиции как ни странно, молодыми мусульманами. И переведенного ими же. В кит монастырях максимум что было - псевдомедицина точек и меридианов и астрология. Если бы (если бы) наука зародилась и развилась в Китае - там сейчас и был бы центр мира. А Европа была бы захолустьем, задворками типа Таиланда. А по Америке бы до сих пор бегали индейцы. Если бы, конечно, китайцы не сочли Америку сферой своих жизненных интересов.
              -
              0
              +
              Так прохлопал или сажает своих президентов в странах менее тучных? Почитал я статейку на карнеги. Не замечать там акцентов "Китай плохой, а Запад хороший" может только совсем упоротый западник. Но фишка в том что вы давно не смотрели на карту. Рядом Россия и Китай. Европа, а тем более Америка очень далеко. Это даже не Украина и Беларусь, что одной ногой стоят в Евросоюзе и которых туда не очень торопятся принимать. Запад вам поможет?
              Affidavit Donda
              01.02.2021
              -
              0
              +
              если бы) наука зародилась и развилась в Китае - там сейчас и был бы центр мира. А Европа была бы захолустьем, задворками типа Таиланда.
              Если бы Китай не впал в своё время в консерватизм, профикав все свои научные достижения, то да.
          -
          0
          +
          Путаете науку которая зародилась еще в Древнем Египте и научный метод который и правда был разработан где-то в 16-17 веке в Европе. Кстати теория Коперника была бы совершенно "ненаучной" при вашем подходе, потому что давала сильные расхождения с практикой наблюдений. Теория Птолемея (100 год н.э., Египет) была точнее хоть и неверна по сути.Ну а "сон разума" рождает веру в аквадискотеки. Фальшивка ведь не слишком даже качественная.
            -
            0
            +
            Изобретения сами по себе не ведут к прогрессу. Приведу пример. Герон Александрийский изобрел паровую машину еще во времена Христа, сохранились рисунки. И что? И ничего. Не пошла она у него. Зачем паровая машина, когда вокруг за копейки рабов можно купить? Зато хорошо пошло другое изобретение Герона - автомат для выдачи воды при входе в храм, за деньги можно было омыть лицо и руки. Человека вместо автомата, конечно, тоже можно было посадить, но он, во-1-х, воровать может, во 2-х ему платить надо. С тем же успехом изобрел паровую машину Архимед. И только в Новое время заново в который раз изобретенная паровая машина пошла в ход. Потому что общественные производственные отношения требовали увеличения произв-ти труда. И рабские отношения были неприемлемы.
              -
              0
              +
              Вот только причем здесь наука? )) Вы как-то очень смешно увязываете практическое применение и научность ценность. По вашему если открытие не придумали как использовать, так оно и не открытие вовсе. Так и 90% западной науки сольете в унитаз. На кой болт нам знание о черных дырах если никто не придумал как засунуть в них динамо-машинку. Да даже добраться до них не получится еще сотни лет. А все почему? Вам очень хочется доказать что Европа центр мира. Даром что сами сидите в Азии. И поэтому притягиваете за ушки любые доводы в подтверждение своих хотелок. На самом деле "центр мира" штука передвижная и в разные эпохи принадлежал разным странам и народам. Да и сейчас гвоздями не приколочен.
                Evgen Storm
                31.01.2021
                -
                -1
                +
                Всё-таки наука - это систематизация знаний и прогнозирование на их основе. Изобретение колеса не породило "колёсоведение". Изучение чёрных дыр в отрыве от всего - действительно, на сегодняшний день - бесполезное знание. А вот в контексте изучения окружающего мира - очень даже научное, хотя и всё равно не прикладное. Я, конечно, не возьмусь утверждать, что изобретя порох, китайцы не стали экспериментировать с другими материалами. Да и порох, вероятно, не случайно появился. Но вот консерватизм в исследованиях, закрытие результатов экспериментов для других, в т.ч. и от своих сограждан, мог сделать развитие невозможным, заставляя каждого экспериментатора проходить весь путь сначала. Т.е. всё-таки наука - это последовательное развитие на основе опыта, накопленного поколениями.
                -
                0
                +
                Наука это получение, анализ и систематизация знаний. Все остальное, что тут перечислили вы и другие авторы это методы. Семена вот понесло еще и в политэкономию. Возникло при этом "колесоведение" или господь оградил не суть важно. Наличие или отсутствие "вольных городов" консерватизм или открытость, права и свободы влияют на скорость появления новых знаний, но не делают их научными или ненаучными. А то я тут слышал заявления что европейская наука это наука, а все остальное анафема и антихрист. Впору костры разводить.
                Evgen Storm
                31.01.2021
                -
                0
                +
                Знахарство - это тоже "получение, анализ и систематизация знаний". Однако это не наука.
                -
                0
                +
                Вот-вот "знахарей" на костер. Кибернетику с генетикой напомнить? Вы слишком узко понимаете науку поэтому для вас наука и ученые существуют только последние 300 лет а по Семену Корсакову еще и не во всех странах.
        Asmite Qielee
        31.01.2021
        -
        -1
        +
        Изобрести можно всё что угодно. Вы слышали названия законов физики из двух а то и трёх фамилий? Идеи не приходят к одному человеку, они всегда посещают многих. Бумагой в Европе кстати не пользовались, всё больше шкурами. Порох бесполезен без ружей и пушек. Компас хоть сто раз изобрети, но плавали по звёздам, без всяких китайцев. Шёлк? Похоже важное изобретение, то то все в шелках) что там ещё? По вашему мнению весь мир заимствовал изобретения китайцев? Хех) альджебра, чтоб вы знали, написана индийскими цифрами и знак ноля изобретён там же
        -
        0
        +
        Насчет пороха - вопрос то более чем спорный.
          -
          0
          +
          Более чем что? Это ж не про навального цитируйте смело свои секретные источники. Опять индусы на своих виманах подсуетились?
            -
            0
            +
            Каждый немец знает, что порох изобрел Бертольд Шварц. А если серьезно - никто не знает, где его точно изобрели. М.б. китайцы, а м.б. и индусы, а не исключено, что арабы. Китайцы, конечно, очевидные претенденты, но странно, что пушки и ружья первыми появились не у них, и даже ракеты они с индусами делят. Возможно - идея витала в воздухе, и порох изобрели сразу в нескольких странах почти одновременно, благо алхимией тогда весь образованный мир болел, и селитру и серу знали и индусы и арабы.
              -
              0
              +
              Все может быть. Но "научный консенсус", как выражается тот же Березин, на стороне китайцев.
                -
                0
                +
                Научный консенсус - это что то из рода мифов. Можете себе представить научный консенсус между Фоминым и Клейном? Между академиком Деревянко и сторонниками афроцентрического происхождения человечества ? Между сторонниками планирующего и бегового происхождения птиц? Наши знания о прошлом чересчур фрагментарны даже для консенснусныхх выводов, а Александр обожает выводы категорические.
        Affidavit Donda
        01.02.2021
        -
        0
        +
        математику изобрели "дикие" арабы
        Вот это новость! Весь античный мир включая древних египтян и Индию внезапно стал арабами?
        хотя бы начертания цифр
        Которые сами арабы именуют индийскими.
        аль-джебра
        Аль-Хорезми теперь тоже араб?
        в XIII веке европейцы штудировали работы арабских алхимиков как подорванные.
        Персы, старательно сгрызшие античные и византийские первоисточники тоже арабы? И вот так у вашей братии вот это вот всё.
        считать лендлиз орудием Победы
        Вот казалось бы, ну причём тут ленд-лиз, без которого не то, что Победа, но и самое выживание СССР было бы очень деликатно говоря проблемным?
      -
      0
      +
      Культура у них действительно великая, это несомненно. Она веками переваривала всех этих идиотов-завоевателей, монголов, маньчжуров, чжурдженей и прочих гопников, и через 1-2 века превращала их в таких же китайцев, как и все остальные. Это называется ассимиляция. Японская культура есть проекция, видоизменение китайской, она в значительной степени заимствована, вплоть до начертаний иероглифов, хотя японцы не очень любят этот факт. Но, не найдя новой точки опоры в зарождающейся науке, замкнувшись в реакционности всяких измышлений вроде псевдомедицины точек и меридианов, не создав прав, свобод, среднего класса, вольных городов, и т.д. ,империя пришла к тому же, к чему приходит всякая империя - отставание от развития внешнего мира (связь с которым внезапно стала значимой), поражение от внешних агрессоров, расчленение, ужасы оккупации.
        -
        0
        +
        Вам уже не раз показывали на примерах что создание "вольных городов" не единственный путь к процветанию. А культура может быть очень разной. В этом кстати и сила. Вот соснет ваша западная под грузом мультикультурализма и толерантности, но человечество не погибнет. Потому что есть и другие варианты развития. Кстати довольно забавно слышать от человека поклоняющегося (на словах) западным вольностям вполне расистскую пургу о других народах.
      Weimer Vorontsow
      01.02.2021
      -
      0
      +
      римляне и греки брали лучшее из других культур, начиная от воинов и т.д
      bobr vonabarak
      01.02.2021
      -
      0
      +
      Полагаю, ваша точка зрения связана с тем, что вы просто не знакомы с историей Китая. В школьный курс не уместить всю мировую историю, поэтому в школе изучают только то, что поближе нам географически и культурно. Поэтому нам и кажется, что во врема Римской империи во всём остальном мире была терра инкогнита и вообще особо не происходило ничего интересного. Но это, разумеется, не так. Ктати, если уж выбирать на каких развалинах построен мир, то я бы скорее назвал Ближний Восток.
    -
    1
    +
    Не только вы их уважаете, рук-во тоже. Правда, уже не поймешь, уважает или откупается... но это детали. Сила сибири не имеет ничего общего с коммерцией, это уже скорее выплачиваемая дань. Газ Ковыкты наши "добрейшей души люди" хотят получать по 35 при себест-ти 75... "Ну что вы у них же такая культура !" (с) - по другому поводу, но похоже
Как увидел клик-бейтный заголовок я подумал Березин опять что-то интересное постит, с удивлением обнаружил что это не он.Вся статья умещается в 2 предложения:Китайцев мы нелюбим потому что психологические проекция, интроекция и страх неизвестного и отличающегося порождают в нас отрицательное отношение к другим людям. А ещё мы нелюбим китайцев потому что боимся с ними конкурировать. для чёго было так всё растягивать - не знаю.
    Но растянуто интересно и подробно, без лишней воды. Мне понравилось
    +
      ещё комментарии
      -
      0
      +
      Поверхностная статья, но для века инстаграма сойдет. Наилучшее введение в Китай, для тех, кто не ищет простых ответов, на мой предвзятый взгляд - в кн. Киссинджера "О Китае".
    Asmite Qielee
    30.01.2021
    -
    0
    +
    Ощущение что Александр отдал статью)
    +
      ещё комментарии
    -
    0
    +
    Действительно, чего их бояться? Когда они придут - бояться будет уже поздно. А когда их нет - зачем их бояться-то? Вы же не боитесь смерти каждый день... Вон на днях сменили президента Киргизии, а вот захотелось им так. Ни у кого не спросили... Путин узнал по факту. Блестящая спецоперация (учитесь, бывший резидент). Подробный разбор кейса есть на карнеги.ру. Зачем бояться-то? Нузно холосо длузить.
    +
      ещё комментарии
      -
      0
      +
      За вашим тоже скоро придут с кейсами и разберут на карнеги )) даже здорово что в теме про синофобию отписался такой синофоб. Хоть будем знать как это выглядит. Кстати чего стоят все эти "неправительственные организации" и откуда управляются хорошо описал другой американец Майкл Макфол. Почитал разбор ершиков навального на этом карнеги. Утверждение о противостоянии поколений телевизора и интернета очень поверхностно. На самом деле это поколение тик-токов вышло скакать за овального. Все просто - где распространялись призывы оттуда и призвали. А молодежи промывать мозги очень легко в свое время мы наступили на те же грабли и скакали за Бориса потому что это было ново и весело. Впрочем смотрю на старичков аквадискотеки тоже действуют. Неужели детишки и вас подписали на TikTok? Ай яй яй сервис- то китайский))