Биологи объяснили происхождение переливчатой структурной окраски насекомых — Naked Science

Биологи объяснили происхождение переливчатой структурной окраски насекомых

5.2

На панцире жуков позднего плейстоцена обнаружились микроструктуры, придающие им узнаваемую переливчатую окраску: по мнению ученых, она служила эффективной маскировкой среди густой зелени.

Реконструкция облика одного из исследованных долгоносиков
Реконструкция облика одного из исследованных долгоносиков / ©James McKay

Жесткий панцирь многих насекомых демонстрирует яркую окраску благодаря упорядоченным микроструктурам на поверхности. Свет сложным образом взаимодействует с ним, обычно придавая насекомому металлический, переливчатый блеск. Такая структурная окраска может выполнять множество полезных функций: скрывать животное от хищников или, напротив, служить им предупреждением, привлекать потенциальных партнеров и так далее.

Первоначальная роль структурной окраски, ее происхождение и эволюция до сих пор оставались загадкой. Однако недавно большой команде ученых из Ирландии и Сингапура удалось рассмотреть такие микроструктуры на останках пары жуков-долгоносиков, датированных концом плейстоценового периода — около 13 тысяч лет назад. Результаты этой работы представлены в статье, опубликованной в журнале Biology Letters.

Ученые получили снимки образцов с помощью электронного микроскопа, а также провели рентгеноструктурный анализ с помощью синхротронного излучения. Обнаружилось, что на поверхности жестких крыльев этих долгоносиков уже тогда формировались «напоминающие бриллиант» структуры, которые известны у некоторых современных насекомых, придавая им яркую сине-зеленую переливчатую окраску.

Судя по тому, что эти структуры сохранились неизменными на протяжении десятков тысяч лет — сотен тысяч поколений долгоносиков, — они должны выполнять одну и ту же важную функцию. По предположению авторов исследования, главной ее задачей была и остается маскировка на фоне густой зеленой листвы — тем более что на это указывает и предыдущая их работа. «Лишь позднее цвета стали более разнообразными и нашли новые функции, — говорит возглавлявший работу профессор Винод Саранатан (Vinod Saranathan), — служа сигналом для потенциальных партнеров или предостережением для хищников».